Вернисаж Гартмана

Выпуск 27
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Самое значительное из всех произведений, сочинённых Мусоргским для рояля, родилось после посещения художественной выставки. Да, вначале был вернисаж в здании Императорской академии художеств, где в феврале–марте 1874 года по инициативе критика Стасова были представлены 400 работ художника и архитектора Виктора Гартмана, чья жизнь прервалась всего в 39 лет. Рисунки, акварели, архитектурные проекты, эскизы декораций и костюмов. На выставке было много зарисовок, привезённых Гартманом из заграничных путешествий, в которых он провёл почти четыре года, делая наброски жанровых сцен, фиксируя яркие типы и фигуры повседневной жизни. Молящиеся старухи, парижские тряпичники, сад Тюильри, рынок в Лиможе, катакомбы, пейзажи с живописной руиной, польская деревня с ковыляющими волами и скрипящими колёсами телеги…
Вернисаж Гартмана
Большинство из этих изображений оказалось раскуплено и исчезло в частных коллекциях. Так что о гартмановских талантах судить приходится благодаря человеку, придумавшему запечатлеть их в программной сюите. К заграничным картинкам композитор добавил две русские: «Бабу-ягу» и «Богатырские ворота», основанные на эскизе Гартмана к проекту киевских городских ворот, которые собирались соорудить в память спасения Александра II от террористов. Проект Гартмана был сделан в древнерусском стиле, в виде богатырского шлема. Художник был сторонником национальной самобытности — этим, кстати, и привлёк к себе внимание участников «Могучей кучки», в частности Мусоргского, с которым вплоть до смерти его связывала дружба.
Ну, а когда после посещения мемориального вернисажа композитор загорелся идеей создания сюиты, всё получилось очень быстро. Музыка родилась за три недели. «Гартман кипит, как кипел „Борис“, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге», — писал композитор в июне 1874-го, не забыв обозначить и собственное присутствие. В связках, названных «Прогулка», Мусоргский нарисовал себя, прогуливающегося по выставке, переходящего от одного экспоната к другому: «Моя физиономия в интремедах видна». Итак, «Старый замок», «Тюильрийский сад», «Балет Невылупившихся птенцов»… Ну, а в финале — картина народного торжества и праздничный колокольный звон.
Виктор Гартман, Выставка работ в Императорской академии художеств, 1874 год, Санкт-Петербург

Последние выпуски программы

Натюрморты Пикассо

Многолетние поиски на почве кубизма пробудили у Пабло Пикассо интерес к музыкальным инструментам, одной из особенностей которых, как известно, является умение оживать при контакте.

Портрет Моцарта

Незаконченный портрет Моцарта кисти художника-любителя Йозефа Ланге — это одно из самых известных и тиражируемых изображений композитора.

Сонаты Чюрлёниса

Музыкальная живопись, живописная музыка — Микалоюс Чюрлёнис сделал попытку слить воедино разные виды искусства.

Поиск по сайту