Табула двенадцатая. Двое в одной квартире

  • 5 июня 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Наверное, Богу было угодно, чтобы они жили в одно время, в одном городе и даже в одной квартире. Делили на двоих еду, рояль, врагов и друзей. И всё для того, чтобы однажды один, спасая от забвения другого, сделал его бессмертным.
Они сошлись — вода и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень.
Эти пушкинские строчки будто списаны с Римского-Корсакова и Мусоргского. Один — двухметровый спортивный красавец с модельной внешностью: суровое спокойствие, профиль, словно высеченный из камня и стильный короткий бобрик. А другой — небольшого роста, полноватый, с густой шевелюрой, округлой бородкой и носом-картошкой. Это Модинька, он же — Мусорянин. 32-летний хохотунчик, лентяй и гуляка, в отличие от Корсиньки. Тот моложе на пять лет, молчун, трудоголик и педант, держит дистанцию, говорит уверенным командирским баском. Что же свело таких разных людей в одной питерской квартире на Пантелеймоновской, ныне улице Пестеля?
Табула двенадцатая. Двое в одной квартире
Можно только гадать и удивляться похожести в судьбах: дворяне с «подпорченными» генами (их бабушки — крепостные), «понаехавшие» в столицу провинциалы, рано потерявшие отцов. Офицеры-меломаны и друзья по «Могучей кучке», да к тому же оба пишут в данный момент оперы. Один помогает другому с речитативами в «Псковитянке», а тот в ответ правит оркестровку в «Борисе Годунове». Их утро начинается с явления критика Стасова: он приходит, «поднимает с постели, подаёт чулки, панталоны, халаты, туфли» и поит чаем со свежайшим швейцарским сыром. Жизнь задалась!
Но меньше чем через год один женится, и друзья сначала разойдутся по разным домам, а потом и по жизни. Профессор консерватории Римский-Корсаков поднимется на музыкальный Олимп, а «беспомощный дилетант» Мусоргский скатится вниз: пьянство, нищета, смерть и забвение. Если б не бывший друг…
Он реанимирует всё, что можно: от ранних опер до «Хованщины». Допишет, отредактирует, поправит, и спустя годы окажется, что «Борис Годунов» — это лучшая русская опера, обогнавшая в мировом рейтинге все остальные. Что её автор — гений, а значит, гениальны его собственные редакции с ошибками и нелепостями.
А как же Римский-Корсаков и его беспримерный подвиг ради друга? Всемогущий Запад обвинил его в неслыханном вмешательстве в авторский замысел, и вынес вердикт: виновен. А мы, как всегда, молча согласились. Правда, не все. Но и окончательную твёрдую точку в этом вопросе тоже не поставили. Значит, всё ещё впереди.

Последние выпуски программы

Табула девятнадцатая. В отрыв

Супершлягер русского народа: и взрослых, и детей. Нестареющий Чижик-Пыжик! Кто родители и сколько ему годков — неизвестно, да и прозвище своё получил не сразу.

Табула восемнадцатая. Хорошо, что нет загробной жизни

Восемь часов на «Сапсане» Петербург — Нижний Новгород, потом ещё два — на автобусе до села Владимирское, и вот она — русская Атлантида. Намоленное озеро Светлояр, с удивительно прозрачной сладковатой водой, под которой скрыт таинственный град Китеж.

Табула семнадцатая. Потомки

Если вы думаете, что эту музыку сочинил Филип Гласс или кто-то из его коллег-минималистов, то ошибаетесь. Имя автора — Георгий Римский-Корсаков. Внук того самого Николая Андреевича Римского-Корсакова, кто открыл миру Шехеразаду и Садко, запустил в полёт шмеля и сотворил много чего ещё.