Шедевры для контральто

Выпуск 7
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Вива Марколини! Вива Россини!» — скандирует аудитория старейшего венецианского театра Сан-Бенедетто. Распахиваются ставни лож, и зал наполняется стаей белоснежных голубей. Это значит, что публика в восторге от новой оперы «Итальянка в Алжире». И хотя на календаре май 1813-го, и уже нет певцов-кастратов, барочные традиции — получать все удовольствия «в одном флаконе» — по-прежнему сильны. Во время скучных речитативов secco в зале разносят вино, пиво, закуски, можно поболтать с приятелями или развлечься в игорном зале за карточным столом. Но как только начинается ария, всё внимание на сцену.
Россини написал партию Изабеллы из «Итальянки в Алжире» для обладательницы редчайшего контральто Мариетты Марколини, одной из самых выдающихся певиц того времени и по совместительству его новой пассии. Всезнающий Стендаль утверждал, что она ушла к Россини от брата самого Бонапарта. Ему 21, она, как минимум, на 12 лет старше, да и не красавица вовсе. Но мужчины, услышав её «женский бас» — мягкий, густой, волнующий — становились её рабами. Вот и Россини за несколько лет написал для примадонны пять опер и попал в историю музыкального Гиннесса. Он стал последним композитором, у кого контральто исполняли заглавные женские партии, а не мужские, как было тогда принято.
Шедевры для контральто
Оперы-буффа «Итальянка в Алжире» и «Пробный камень» — бриллианты в творчестве Россини, а роли Изабеллы и Клариче — вершины в карьере Марколини. Арии этих героинь стали хитами. С одной стороны, мелодичные, а с другой — виртуозные, «зубодробительные», как говорят меломаны, они вызывали шквал аплодисментов. А еще комическое амплуа примадонны — в этом ей не было равных. Творческий тандем принёс обоим триумфальный успех. И всё бы хорошо, если б не одно «но».
Бетховен к этому времени написал уже Восемь симфоний, открыл в музыке эпоху доблести и славы. А Россини, моложе его лет на двадцать, продолжал жить в атмосфере абсолютного веселья, не замечая, что происходит вокруг.
Пройдёт 15 лет, и это бумерангом вернётся к композитору. Но к тому времени Мариетты Марколини рядом с ним уже давным-давно не будет. Молодой, знаменитый, удачливый, красивый, он стремится к новым вершинам. Имя следующей — Изабелла Кольбран. Но это уже совсем другая история, так что продолжение следует.

Последние выпуски программы

Между двух эпох

В начале 20 века маэстро оказался за бортом мейнстрима. Вместе с другими его вычеркнули из всех музыкальных святцев, а престижные места заняли новобранцы: Шёнберг, Стравинский, Берг.

Ниспошли мне рай

Уже к сорока годам былая красота заметно увяла. Фигура стала тучной, под глазами появились мешки, а во рту совсем не осталось зубов.

Жена-куртизанка

Они обвенчались через год после смерти первой жены, когда ему было уже 54, а ей 49 и прожили после этого ещё 22 года. Душа в душу.