Партитура жизни: Шнитке

Шнитке называли алхимиком, предпочитающим мелодиям звуковой хаос. Альфред Гарриевич разрушил привычные представления о том, какой должна быть музыка, создал собственный неповторимый стиль. «Искусство — вызов философии», — говорил Шнитке.
90-летию со дня рождения композитора посвящён сериал радио «Орфей».
Автор Ирина Столярова.
Звукорежиссёр Андрей Леонтьев.
Текст читает Андрей Ноздреватых.
Партитура жизни: Шнитке

Табула десятая. Немецкий композитор из России

Однажды в краеведческом музее города Энгельс появился турист из Японии и попросил показать ему дорогу к дому, где во время войны жил Альфред Шнитке, автор оратории «Нагасаки». Оказалось, что старое деревянное строение снесли. Но сохранились задокументированные воспоминания бывшей соседки семьи Шнитке.

Табула девятая. Мефистофель оказался женщиной

Колонна московской конной милиции прибыла на непривычное место дежурства: вместо футбольного стадиона «Динамо» всадники выстроились на площади перед фасадом Зала имени Чайковского. Около «храма» классической музыки бурлила возбуждённая толпа в надежде попасть на скандальную премьеру: 23 октября 1983 года в филармонической афише кантата Альфреда Шнитке «История доктора Иоганна Фауста».

Табула восьмая. Семейная полистилистика

Быть женой гения — не только щедрый подарок свыше, но и тяжёлый каждодневный труд. Ирина Шнитке… Красивая стройная блондинка с копной волос, уложенных в модный пучок как у Брижит Бардо, старается не привлекать к себе внимания коллег и друзей мужа.

Табула седьмая. Стеклянная мозаика

В период брежневского застоя «Мосфильм» непосвящённым казался фабрикой грёз: каждый день у входа в киностудию толпились молоденькие девушки в надежде перехватить кого-то из звёзд советского экрана, чтобы выпросить дарственную надпись на клочке бумаги. Приходящего сюда на работу Шнитке никто не замечал.

Табула шестая. Музыкальный взрыв

Послевоенная Вена встречала приезжих руинами некогда величественных памятников архитектуры. Пострадавшая от бомб Staatsoper ощетинилась разбитыми окнами. Но для австрийцев театр по-прежнему оставался национальной гордостью, чья сцена знавала музыкальные триумфы венских классиков.

Табула пятая. Антисимфония

Филармонический вечер вот-вот начнётся. Публику просят пройти в зал и занять свои места. На сцену друг за другом выходят артисты оркестра, на ходу настраивая инструменты. Зрители с недоумением перешёптываются, выясняя причину опоздания музыкантов.

Табула четвёртая. Космос как предчувствие

Первый полёт человека в космос стал звёздным часом не только для советской науки, но и искусства. Министерство культуры решило осветить историческое событие и привлекло к масштабной кампании многих молодых авторов. Среди избранных оказался и аспирант Московской консерватории Альфред Шнитке.

Табула третья. Марш миллионов сердец

Весной 1971 года в Кремле проходил очередной съезд КПСС. Его делегаты стройными рядами отправились в Дом кино, чтобы посмотреть новую картину «Белорусский вокзал». Музыкальные регалии не помогли Шнитке достать билет на премьеру — большую часть мест отдали под партийную бронь.

Табула вторая. Ревизия классики

Последним символом уходящей хрущёвской оттепели был московский театр на Таганке. Спектакли Юрия Любимова вызывали зрительский ажиотаж, и попасть на них было крайне сложно. Шнитке же проникал в зал через служебный вход — там его встречал друг и коллега, писавший музыку к постановкам культового режиссёра.