Фортепианная музыка: от мечты к утопии

Выпуск 10
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Седьмая соната Александра Скрябина, созданная за три года до смерти, заканчивается аккордом из 25 звуков. Автор их записал вертикально, и для того, чтобы сыграть этот «небоскрёб», нужны три пианиста. Но исполняет один, последовательно нажимая на клавиши.
Даже в 21-м веке многие воспринимают эту грандиозную музыку, рассчитанную с математической точностью, как насилие над духом. Великий Софроницкий никогда не играл её в концертах — всерьёз боялся прямо на сцене потерять сознание. Но и публике не проще. После скрябинской музыкальной астрономии — космических шумов, пульсаров, полёта к далёким звездам, после нагромождения обертонов и мотивов — хочется вернуться на землю и слушать Моцарта, Чайковского или, например, Шопена.
Если Вы решили, что это ноктюрн Шопена, таки нет. Автор этой красоты в стиле польского романтика всё тот же Скрябин, но образца начала 90-х позапрошлого века. Как и Шопен, он писал для фортепиано прелюдии, этюды, мазурки. Играл их на концертах и всегда показывал публике шерстяную ниточку на запястье — в то время он растянул связки правой руки.
Таким его увидел лесопромышленник-миллионщик Митрофан Беляев. Он страстно любил музыку, открыл издательство, установил для композиторов ежегодные премии (Скрябин, кстати, получил целых 13!). А еще Беляев предложил молодому музыканту издавать его сочинения и стал ежемесячно выплачивать по 200 рублей авансом. Через 10 лет накопился огромный долг — 4 тысячи рублей.
Казалось бы, зачем об этом вспоминать? Но именно долг заставил Скрябина в середине лета 1903 года засесть за работу. А ему так хотелось по обыкновению отправиться в заграничное путешествие: «Я в убийственном настроении, насилую фантазию из-за презренного металла», — пишет композитор. В итоге за несколько месяцев он сочинит около 40 произведений! Среди них: Четвёртая соната, Трагическая и Сатаническая поэмы, этюды, несколько опусов прелюдий. Это была его «болдинская осень».
Фортепианная музыка: от мечты к утопии
Александр Скрябин до конца жизни будет сочинять для фортепиано, но за редким исключением не станет играть в концертах музыку, сочинённую в 1903 году. Да и современные пианисты не часто на это отваживаются. А самым популярным, самым любимым и узнаваемым в 21-м веке остаётся «Патетический этюд», названный в народе «Революционным». Вот как исполняет его автор — Александр Скрябин.

Последние выпуски программы

Скрябин в XXI веке

Почти революционер, почти гуру, почти герой своего времени Александр Скрябин стал знаковой фигурой лишь в конце пути. Проживи еще два года, оказался бы в Стране Советов и, наверное, очень удивился, узнав, что его назначили «революционным буревестником».

Предварительное действо

Последние годы композитор жил «Мистерией» — грандиозным действом, которое уничтожит мир. Погибель обещала много приятностей.

Агнец пламенный

«Поэма огня» ещё до премьеры стала сенсацией: огромный оркестр с расширенной медью, а ещё загадочный Luce — партия света, выписанная в партитуре.