«Вокал на трубе» — О Василии Истомине

  • 16 мая 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Герой нынешней программы — трубач, композитор, автор книг «Музыкальное образование незрячих в России» и «Незрячие музыканты и исполнители России» Василий Истомин. В историю он также вошел как первый российский лауреат пражского конкурса среди незрячих музыкантов…
Василий Истомин родился в апреле 1953 года в деревне Измайловская в архангельской глубинке. С первых лет у него обозначились две особенности, определившие во многом его судьбу: плохое зрение и тяга к музыке. Впрочем, плохое зрение сказалось позднее, а тяга к музыке владела мальчиком чуть ли не с младенчества.
В 1960-м году он поступил в Грязовецкую школу-интернат для слепых детей. Музыкальным воспитанием здесь руководил замечательный педагог Василий Петрович Смирнов. Он вскоре заметил необыкновенное дарование Истомина. Музыкальные навыки дети приобретали, участвуя в школьном духовом оркестре. Вася с самого начала играл на трубе. Затем, в школе, он освоил фортепиано, семиструнную гитару и балалайку. Потом было Вологодское музыкальное училище, где он окончательно остановил свой профессиональный выбор на трубе. Училище Истомин закончил с отличием и в 1974 году поступил в Московский музыкально-педагогических институт имени Гнесиных. Его педагогом был знаменитый трубач, профессор Тимофей Александрович Докшицер. Кроме этого Истомин посещал занятия по композиции, которыми руководил известный советский композитор Арам Ильич Хачатурян.
Третьекурсником Истомин выдержал конкурс и был принят в сценический оркестр Большого театра, где играл пять лет. В 1978 году он участвовал в Международном конкурсе незрячих музыкантов в Праге и стал его победителем.
С 1981 по 1990 год Василий Михайлович работал солистом-концертантом «Росконцерта». С конца 80-х годов он активно включился в преподавательскую работу — был старшим преподавателем класса трубы Российской академии музыки имени Гнесиных, а затем доцентом Государственного университета культуры.
С началом, так называемой, перестройки развалились концертные организации, где с успехом выступали многие незрячие музыканты. Резко ухудшились дела и в Музыкально-эстрадном объединении ВОС. Василий Михайлович, руководствуясь девизом: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами», занялся созданием ассоциации «Вдохновение», куда вошли незрячие музыканты, лауреаты российских и международных конкурсов. «Вдохновению» удалось организовать несколько успешных концертов, которые были большой поддержкой участникам ассоциации.
Истомин состоялся и как композитор. Он написал несколько циклов романсов на слова российских поэтов: «Русская тетрадь», «На стихи своего Пушкина», «К женщине» — на стихи Сергея Есенина, и цикл романсов на стихи незрячих поэтов — «С любовью о любви». К 50-летию Великой Победы он закончил работу над оперой «Русские женщины». Для воплощения этого замысла ему потребовалось двадцать лет. Идею создания этого произведения подсказала народная песня. Немало ему пришлось поездить и походить по архангельским и вологодским деревням в поисках неизвестных песен, наигрышей, напевов. Опера его не громоздка — одноактна. Время действия — сороковые годы, место действия — простая русская изба. Опера была поставлена на сцене Центрального дома культуры, в ней участвовали как профессиональные, так и самодеятельные музыканты и артисты.
О Василии Истомине знающие люди говорят, что он играл на трубе как пел, уточняя при этом, что музыкант действительно обладал певческим даром.
«Мы же, духовики, очень связаны с вокалом, как будто бы поем, только открытым голосом, без слов. — Не раз говорил Василий Михайлович. — Вокальная музыка для меня интересна и важна. Я много знаю народных песен: и записывал сам, и пел сам в детстве, да и сейчас пою. В русской музыкальной культуре вокал — это основа, и он передавался не в нотах, а из поколения в поколение устным творчеством».
Истомин писал не только музыку. Своим жизненным и творческим опытом Василий Михайлович делился в книгах «Мое родное Киноречье», «Музыкальное образование незрячих в России» и «Незрячие музыканты — исполнители России». К сожалению, остались незавершенными работа «Искусство гармонистов севера» и книга, посвященная его первому учителю Василию Петровичу Смирнову.
Творчество и преподавательская деятельность Истомина получили признание: в 1998 году ему было присвоено звание доцента. Его школа игры на трубе рекомендована Министерством культуры в качестве учебного пособия для музыкальных училищ. В 2000 году ему присвоено звание Заслуженного артиста России и высшая категория — дирижер оркестра. В 2003 году он был назначен художественным руководителем Музыкально-эстрадного реабилитационного центра ВОС.
По материалам http://www.vos.org.ru/

Последние выпуски программы

Забытые имена: пианист Юрий Егоров. Передача вторая

Алексей Панов продолжает свой рассказ о советско-нидерландском пианисте Юрии Егорове и его трагической судьбе.

Забытые имена: пианист Юрий Егоров. Передача первая

Имя пианиста Юрия Егорова сейчас мало что говорит любителям фортепианной музыки.В советское время из-за клейма «невозвращенца» о нём не упоминали.

Георг Отс. Передача вторая

Продолжение рассказа о Георге Карловиче Отсе, эстонском эстрадном и оперном певце и обладателе потрясающего баритона.