«Амадей» в театре «У Никитских ворот»

  • 11 сентября 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Амадей» в театре «У Никитских ворот» поставил основатель театра и его бессменный руководитель Марк Григорьевич Розовский. Премьеру сыграли 2,5 года тому назад, что не мешает спектаклю по-прежнему собирать аншлаги, хоть недоброжелатели, то есть те, кому спектакль не понравится, наверняка найдут и этому простое объяснение: собирать аншлаги в театре в самом центре Москвы и в таком компактном зале несложно.
«Амадей» в театре «У Никитских ворот»
Представление об этой хорошо сделанной пьесе Питера Шеффера можно, посмотрев фильм выдающегося режиссера Милоша Формана, отдавшего главные роли — а это, точь-в-точь как у Пушкина, Моцарт и Сальери, — Тому Халсу и Мюррей Абрахаму. У Марка Григорьевича Розовского своя история отношений с этой пьесой: первая постановка в СССР вышла в начале 83-го года в Ленинграде, в БДТ спектакль поставил сам Товстоногов, а Розовский в том же 83-м году выпустил первый спектакль по той же пьесе в столице и потом 30 лет с неизменным успехом в роли Сальери на сцену Художественного театра выходил Олег Павлович Табаков.
Кстати, «Амадей» во МХАТе стал один из немногих спектаклей, переживших раздел театра: несколько лет его поиграли в еще едином МХАТе имени Горького, а после раздела спектакль оказался в ефремовской половине, которая стала называться МХАТом им. Чехова. Менялись исполнители роли Моцарта — сперва был Пинчевский, потом Козак, за ним — Михаил Ефремов, потом — Безруков, и всех их травил Сальери-Табаков, срывая овации и при первом выходе на сцену и, конечно, в финале.
Премьера «Амадея» Розовского вышла в год рождения театра «У Никитских ворот», так что тут везде и сплошь — сентиментальные сюжеты.
К разговору об «Амадее» в театре «У Никитских ворот» почти идеально подходят строчки Андрея Вознесенского, который за 10 лет до первого обращения Марка Розовского к пьесе о Моцарте и Сальери написал:
«Не возвращайтесь к былым возлюбленным, былых возлюбленных на свете нет».
В спектакле Розовского почти та же сценография и примерно те же костюмы, поскольку и тогда, и теперь художник спектакля — замечательная, прекрасная Алла Коженкова, которая знает толк в дворцовых историях. Для тех, кто хорошо помнит старый спектакль, нынешнее зрелище не доставит удовольствие. Александр Масолов в роли Сальери не похож на Табакова и это можно посчитать достоинством, но зато то и дело «съезжает» на интонации Иннокентия Михайловича Смоктуновского, что, конечно, не на пользу спектаклю. Моцарт в исполнении Никиты Заболотного хорош, пока хулиганит, но не справляется с ролью трагически умирающего композитора, во всяком случае был не слишком убедителен во втором действии на том спектакле, который достался мне.
«Амадей» в театре «У Никитских ворот»
В итоге чуть ли не самое большое удовольствие я получил, наблюдая за сидевшими передо мной тремя светскими львицами, которые весь первый акт то и дело отвлекались от сцены, увлеченные чтением биографии Моцарта в своих телефонах. Одна к антракту успела дочитать до конца и 15 минут пересказывала подругам последнюю главку — болезнь и смерть. Так что к началу второго акта все три были во всеоружии.
Впрочем, зал с воодушевлением аплодировал и не только в финале, но и не раз — на протяжении спектакля.
Фото с сайта театра.
Фотографы: Анастасия Ентякова, Юлия Губина

Последние выпуски программы

«Тартюф»

На сцену «Под крышей» Театра имени Моссовета худрук Евгений Марчелли выпустил «Тартюфа».

«Душа моя Павел»

Спектакль «Душа моя Павел» художественный руководитель Молодёжного театра Алексей Бородин выпустил в апреле 2022 года и с тех пор его играют, нечасто, но раз в месяц — обязательно.

«Пушкин.Кабаре»

Анонсы премьеры в «Ленкоме» нового спектакля Алексея Франдетти «Пушкин.Кабаре» появились прежде, чем он объявил об уходе с поста главного режиссёра театра, тем не менее, вышло так, что первый его спектакль на этом посту стал дебютом в «Ленкоме», а второй — прощальным.