«Староновогодний кабачок»

  • 11 марта 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Побывав не так давно в Театре Сатиры на «Староновогоднем кабачке», я пребывал в некоторой растерянности, не зная, имею ли право рассказывать об этой премьере, поскольку — об этом успел уже рассказать художественный руководитель Сергей Газаров — задумано это как нечто особенное, нечто — если бы речь шла о вине — автохтонное, то есть, то, что можно будет увидеть только в Театре Сатиры и только раз в году, под Старый Новый год. Собственно, традиция встречи Старого Нового года существует во многих театрах, московских, в том числе, часто — это мероприятие для своих, а в Театре Сатиры с самого начала, когда затея получила высокую оценку худрука, замахнулись на яркое шоу. Потому я подумал: в конце концов, многие же планируют отпуск загодя, покупают билеты за полгода и потом терпеливо ждут. Почему бы и тут — не рассказать о спектакле, который в следующий раз сыграют 12 и 13 января 2024 года? В конце концов, будут знать, о чем речь и чего можно ждать от нового Театра Сатиры. Но что-то подсказывало: переполненный зал, а еще раньше, перед входом в театр — зрители, спрашивавшие лишний билетик, не позволят театру отказаться от вдруг и так приятно свалившегося им на голову успеха. Так и случилось: в афише февраля «Староновогодний кабачок» обещают сыграть еще один раз, а потом — еще два раза в марте, — надо сказать, администрация театра сумела найти в календаре подходящие для такого представления даты.
«Староновогодний кабачок»
Есть смысл рассказать об этой истории подробнее. Первое достоинство премьеры — то, что она возникла из актерской идеи, то есть стала хорошим примером инициативы снизу, которую худрук Сергей Газаров не задавил в зародыше, а наоборот, поддержал.
Антон Буглак, который назван на афише режиссером и одним из авторов шоу-программы, до «Староновогоднего кабачка» довольствовался актерским хлебом, занят в десятке спектаклей Театра Сатиры и в двух спектаклях Театра Вахтангова, — он окончил Щукинский театральный институт при Театре Вахтангова. И именно ему, его друзьям-товарищам и партнерам по сцене, а также хореографу Сергею Землянскому пришла в голову здравая мысль заварить эту кашу и пригласить артистов театра разных поколений, в том числе и самых старших, которыми всё ещё богата и гордится труппа Сатиры. А старшее поколение Сатиры — как ни крути, это не только эпоха Валентина Николаевича Плучека, но и телевизионного «Кабачка „13 стульев“, который в те далекие времена даже некоторыми из них (что уж говорить о главном режиссере театра?!) воспринимался как халтура, приносившая хорошие и даже очень хорошие деньги, но сильно мешавшая настоящему театральному творчеству, чем занимался Плучек. Прошли годы и выяснилось, что этот самый кабачок — неотъемлемая и очень важная часть советской массовой культуры и имеет отношение к нашей большой истории не меньшее, чем великие спектакли Сатиры тех лет. От кабачка прежнего в нынешний перешла структура номеров, следующих друг за другом, и — выходы народных артистов, которых встречают и провожают аплодисментами, а Наталью Селезневу — овацией, на второй вечер, радостный зал встал, приветствуя любимую актрису.
Шоу-программа — словосочетание нашего времени, а когда — почти 100 лет назад — Театр сатиры делал первые шаги, жизнь его началась со спектакля-обозрения, так что нынешний «Кабачок» в этом плане культурно следует собственным своим традициям. И здесь по-прежнему неплохо двигаются (а актеры постарше — даже хорошо), а поют все живьем и под живой оркестр. Живые традиции — второе замечательное обстоятельство. Дальше можно сказать об отдельных недостатках, перечисление которых способно занять немало места и времени, но названные два достоинства, думается, в данном случае важнее всех недостатков, а ведь главное и третье достоинство — конечно, артисты, радость зрителей, которые видят живую Веру Васильеву или слушают шутки из старого «Кабачка» в исполнении Зои Зелинской, или — анекдоты из уст Александра Ширвиндта, который по-прежнему шутит, как никто другой, или — счастливо внимать Наталье Селезневой, которая тронула до слез стихотворением Симонова про новогодние игрушки… Стихи, вероятно, в феврале и в марте будут уже другие. А молодым артистам, придумавшим эту затею, в данном случае, наверное, не так обидно, что наибольший успех достаётся не им. На самом деле, и им тоже.

Последние выпуски программы

«Собачье сердце»

Модный режиссёр, он же — автор инсценировки Антон Фёдоров выпустил в московском ТЮЗе спектакль «Собачье сердце». На сайте театра в связи с этим предлагают вспомнить, что когда-то «Собачье сердце» поставила на этой самой сцене Генриетта Яновская, ставший её первым спектаклем-визитной карточкой и нового худрука, и нового театра.

«Клоуны»

В театре бытует мнение, что спектакль начинает жить полноценной жизнью примерно на 10-12-м представлении. Премьеру «Клоунов» в театре ОКОЛО Дома Станиславского сыграли в минувшем октябре, так что время смотреть спектакль уже пришло и можно безбоязненно его рекомендовать, имея в виду то ещё, что «Клоуны» — из тех спектаклей, где для успеха многое должно сойтись….

«Не только любовь»

Для первой в этом году оперной премьеры Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко выбрал оперу Родиона Щедрина «Не только любовь». Написанная в самом начале 60-х, она сразу же была поставлена, — в 1961 году буквально одна за другой, с разницей в месяц, премьеры вышли в Новосибирском театре оперы и балета и в Большом.