«Й»

8 июля 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Спектакль по гоголевской повести «Вий» на Новой сцене Театра имени Ермоловой поставил Денис Парамонов и назвал спектакль «Й», то есть — «И краткое», так что одного взгляда на афишу хватит, чтобы понять: режиссёр молод, азартен и наверняка много чего нафантазировал и добавил к каноническому тексту, так бережно и в то же время эффектно перенесенному на кинопленку в конце советских 60-х.
Режиссёр вправду молод и в предисловии к спектаклю, на сайте театра признается, что и на него оказал влияние старый советский фильм, предлагавший взглянуть на «Вия» как на мистическую историю про вурдалаков и вампиров. Но, по мере взросления, ему открывались всё новые смыслы и вот теперь он сам взялся за инсценировку, добавил к «Вию» кое-что ещё, по преимуществу — из Гоголя, и всё для того, чтобы рассказать историю про мужчину и женщину, историю про любовь, где в роли мужчины Хомы выходит Филипп Ершов, а Панночку играет Александра Милёшина.
«Й»
Несмотря на всё сказанное режиссёром, это — Гоголь, то есть в своём спектакле Денис Парамонов не выворачивает наизнанку ни свои детские и юношеские, ни наши зрительские представления об этой повести. Возможно, вопреки некоторым зрительским ожиданиям, режиссёр разыгрывает перед нами историю, чуть более холодную, — кажется, у Гоголя лето в разгаре, а на сцену выходят люди в шубах и шапках, меховых и не очень, похожих на те, например, что носят в зимних сценах странноватые и даже чуть монструозные персонажи картин Яна Брейгеля-младшего. Впрочем, и у Гоголя холод иного мира регулярно проникает в летний зной украинской степи. И Хома мерзнет от ледяного дыхания смерти.
Когда местные жители встречают Хому как родного и наливают, и выпивают, как положено, в спектакле ермоловского театра рюмочки получаются из колокольчиков, которые местные жители держат в карманах всегда наготове: перевернули и — колькольчики, позвякивая в дрожащих руках, стали рюмками, которым тоже положено звенеть.
Хома в спектакле, как и у Гоголя, — столичный парень, который приезжает в глухую провинцию в кедах «Два мяча» и с ярко-жёлтым рюкзаком за плечами, очевидно чужой среди этих диких людей в меховых шубах. — Как дела? — Вашими молитвами, — это, впрочем, уже из диалога Хомы Брута и Панночки.
В спектакле ермоловского театра Панночка умирает, не потеряв желания устроить свою личную жизнь; умерла, но плакать и страдать не разучилась. И когда Хома падает без чувств, она берет его руку и гладит с нежностью и любовью. В этом «Вие», имеющем возрастное ограничение 16+, рассказывается история о том, как залюбила Панночка бедного Хому до самой смерти. Поэтому и слова «Поднимите мне веки» произносит не Вий, а Панночка, и финал спектакля — не явление ужасных монстров, чего, наверное, ждали читавшие повесть, а — свадьба, которой не случилось у Панночки при жизни. И — свадебный танец, в котором она утаскивает бедного Хому Брута за собой, — ведь любовь не знает границ, любовь и смерть презирает, а уж молитвы от любви никого еще не спасали.
А в самом-самом конце для тех, кто вспомнит, режиссер цитирует «Чайку», пуская на сцену дым, за которым загорается красный фонарь — точь-в-точь, как в декадентском спектакле Кости Треплева. Час двадцать без антракта. Аплодируют — еще минут десять.

Последние выпуски программы

«Тартюф»

На сцену «Под крышей» Театра имени Моссовета худрук Евгений Марчелли выпустил «Тартюфа».

«Душа моя Павел»

Спектакль «Душа моя Павел» художественный руководитель Молодёжного театра Алексей Бородин выпустил в апреле 2022 года и с тех пор его играют, нечасто, но раз в месяц — обязательно.

«Пушкин.Кабаре»

Анонсы премьеры в «Ленкоме» нового спектакля Алексея Франдетти «Пушкин.Кабаре» появились прежде, чем он объявил об уходе с поста главного режиссёра театра, тем не менее, вышло так, что первый его спектакль на этом посту стал дебютом в «Ленкоме», а второй — прощальным.