«Генерал и его семья»

10 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Спектакль «Генерал и его семья» по одноименному историческому роману писателя и поэта Тимура Кибирова на Новой сцене Театра Вахтангова поставила Светлана Землякова. Премьеру сыграли в декабре 2022 года и с тех пор его играют обычно два раза в месяц. С неослабевающим успехом.
Землякова — известный и уважаемый педагог по сценической речи, одна из главных сегодня авторитетов в этой области и мэтр гитисовской школы. И она, и не менее известные её коллеги — Марина Брусникина, Вера Камышникова — в последние годы стали ставить спектакли, и в этом качестве востребованы, кажется, чаще и чаще.
«Генерал и его семья»
Трудно сказать, что именно так увлекло Землякову в романе, который несколько лет назад получил даже важную литературную премию. Известный и талантливый поэт, создавший, можно сказать, целый жанр поэм-каталогов советского художественного и околохудожественного быта, в романном жанре Кибиров, на мой взгляд, не так интересен. Но портрет современника на фоне уходящей советской эпохи, — пожалуй, дефицит такого рода литературы мог обратить внимание на этот роман, где генерал-патриот теряет почву под ногами — и в процессе приближения конца СССР, и в родной семье, где он в одиночку воспитывает любимую дочь: «Кто у нас самая красивая девочка?» — чем дальше, тем острее и больнее воспринимается из уст Максима Севриновского, который играет генерала, этот обращенный к дочери примирительный вопрос.
Выбор артиста на главную роль становится большой и настоящей удачей спектакля, в котором происходящее в стране и в семье героев никак не меняет. Пробиваясь сквозь красивые, но не участвующие в развитии сюжета пластические этюды, актёр — и режиссёр, конечно, тоже — предлагают тип социального героя, на современной сцене почти не представленного. Честного советского офицера, генерала, может быть, человека не очень сложного, но думающего и порядочного. Севриновский и театр показывают его таким, что генерал Василий Иванович Бочажок вызывает искреннюю симпатию, даже сочувствие, а дочь, которая выбирает эмиграцию с мужем, поступает хоть и понятно, и в духе времени, но, если можно так сказать, бездушно. В такой роли — если говорить про генерала — легко представить игравшего на вахтанговской сцене Михаила Ульянова, а персонаж Севриновского в старости, наверное, мог бы прийти к идеям и практике «Ворошиловского стрелка», которого сыграл когда-то Ульянов.
Говорить о Севриновском и его герое интересно. Об остальном — не очень. Без ответа остаётся вопрос о жанре: если это мелодрама, то должны быть завязка, кульминация и развязка, которых в спектакле нет. Смотришь на сцену и то и дело ловишь себя на мысли, что перед глазами сменяют друг друга этюды из зачета по сценической речи, в которых выходят теперь уже взрослые артисты. Прошу, конечно, прощения, но я считаю лукавыми все разговоры о постдраматическом театре. Ничего такого нет. Повествовательности прозы — когда нет пьесы (с завязкой, кульминацией и развязкой) — режиссёр преодолеть не смог. Спектакль идет без малого 4 часа, лучше бы, конечно, короче, но режиссёру, судя по всему, и тот диалог было жалко потерять, и эту сцену, и другую, третью, хотя они ничего уже не добавляют к раз и навсегда выведенным героям, которых нам показывают то в одних, то в других обстоятельствах. Не обманывая в главном: на фоне жизни страны, в диалоге с недавней историей.

Последние выпуски программы

«Тартюф»

На сцену «Под крышей» Театра имени Моссовета худрук Евгений Марчелли выпустил «Тартюфа».

«Душа моя Павел»

Спектакль «Душа моя Павел» художественный руководитель Молодёжного театра Алексей Бородин выпустил в апреле 2022 года и с тех пор его играют, нечасто, но раз в месяц — обязательно.

«Пушкин.Кабаре»

Анонсы премьеры в «Ленкоме» нового спектакля Алексея Франдетти «Пушкин.Кабаре» появились прежде, чем он объявил об уходе с поста главного режиссёра театра, тем не менее, вышло так, что первый его спектакль на этом посту стал дебютом в «Ленкоме», а второй — прощальным.