«Долгие проводы»

17 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Сцена на Факельном — так называется новая площадка Театра на Таганке, где в сентябре 2023 года впервые сыграли спектакль «Долгие проводы», на сайте недавно переименованный. Теперь он называется «Про маму», а в описании подчеркивается, что спектакль поставлен по мотивам сценария Натальи Рязанцевой «Долгие проводы», который лёг в основу одноименного и знаменитого фильма Киры Муратовой. Фильм, снятый в далеком 71-м году до середины Перестройки пролежал на полке, — вероятно, режиссёра и сценариста уличили в мелкотемье, отсутствии внятной героики, — когда героев не хватает в жизни, в их отсутствии привычно винят театр и кино.
Присоединив к себе бывший московский театр Апарте и назвав его Сценой на Факельном, Театр на Таганке осваивает её как лабораторное пространство. Спектакли по старым киносценариям стали частью этой лабораторной жизни, по сути — целым направлением, причем не только в репертуаре Таганки, поскольку до того на пригодность этой высококачественной кинодраматургии для театральной сцены уже обратили внимание и в других театрах, и не только в московских.
«Долгие проводы»
Театр на Таганке имел право на своё название: молодой режиссер, ученик Романа Виктюка Александр Карпушин из всех немногих героев фильма оставляет на сцене только двух главных — маму и сына. Их играют Елена Оболенская и Сергей Кирпичёнок. Ни в программке, ни на сайте не назван автор сценографии, хотя работающие в театре монтировщики меня не простят, а реквизиторы добавят свое весомое «фэ», если не расскажу, что вся сцена в начале спектакля по щиколотку, а то и выше завалена обрывками старых обоев — как мусор, как накопленный опыт проходящей жизни, сковывающей любое передвижение; а незадолго до финала монтировщики выходят и ловкими и быстрыми движениями всё это сгребают, освобождая площадку. Помимо рваных обоев, на сцене — заботливо восстановленные фрагменты старой обстановки — столик, кресло, торшер, в другом месте — ширма, в третьем углу — стол, на котором готовят обед, за ним и едят…
Когда публику пускают в зал, героиня уже стоит у стола и режет салат. А первые слова произносит актёр, который проходит на сцену через зал, — не видя героя, зрители слышат в его исполнении стихотворение Юрия Левитанского «Один и тот же сон мне повторяться стал. Мне снится, будто я от поезда отстал…». Актёр или уже герой, сын, поднимается на сцену и — встречается с матерью.
Спектакль «по мотивам» — потому что артисты не следуют букве «Долгих проводов», — скорее, они играют с фильмом, всё время держат его в голове, то вспоминая смешную хрупкую фигурку композитора Олега Каравайчука, который написал музыку к картине Муратовой, то — любимую актрису мамы Зинаиду Шарко, которая в «Долгих проводах» сыграла роль матери, бесконечно любящую своего сына и с трудом отпускающую его в другой город — учиться и жить, жить своей жизнью.
Похожие отношения и разговоры ведут и герои спектакля, такие узнаваемые — и для многих зрителей, и для самих актёров, разбавляющих и без того немногие и недлинные диалоги «отсебятиной», но отсебятиной разрешенной, то есть вербатимами, собственными воспоминаниями о детстве, разговорах с мамой, отношениях с друзьями… Благодаря двум сильным, запоминающимся актёрским индивидуальностям, спектакль становится одним из заметных и даже важных событий нынешнего сезона. А для тех, кто следит за творчеством недавних выпускников гитисовской мастерской Олега Львовича Кудряшова, этот спектакль можно назвать частью дилогии, в которой то ли первая, то ли вторая половина — «Июльский дождь», который они — уже большой своей командой — играют на площадке Музея Москвы, — и там, и тут отдавая дань уважения и любви и черно-белому кинематографу честных 60-х и 70-х, и своей стремительно уходящей и такой безмятежной, как теперь уже понятно, молодости.

Последние выпуски программы

«Тартюф»

На сцену «Под крышей» Театра имени Моссовета худрук Евгений Марчелли выпустил «Тартюфа».

«Душа моя Павел»

Спектакль «Душа моя Павел» художественный руководитель Молодёжного театра Алексей Бородин выпустил в апреле 2022 года и с тех пор его играют, нечасто, но раз в месяц — обязательно.

«Пушкин.Кабаре»

Анонсы премьеры в «Ленкоме» нового спектакля Алексея Франдетти «Пушкин.Кабаре» появились прежде, чем он объявил об уходе с поста главного режиссёра театра, тем не менее, вышло так, что первый его спектакль на этом посту стал дебютом в «Ленкоме», а второй — прощальным.