История отечественной киномузыки за 3 минуты

2 апреля 2025
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Если мы вспомним историю отечественного кинематографа, и в частности такие великие образцы кинематографа, как, например, фильм «Октябрь» Сергея Эйзенштейна, мы вспомним, что этот фильм был в прокате и на Западе, и в молодом Советском Союзе. Так вот, на Западе он шёл в сопровождении музыки, специально написанной к этой картине немецким композитором Майзелем. А в советском прокате этот фильм сопровождался музыкой, которая была нарезана (прошу прощения за такое слово) из симфоний Шостаковича и была полностью скомпилирована под это кино.
История отечественной киномузыки за 3 минуты
Начало развития кинематографа и существование в нём музыки всегда было самым тесным и самым глубоким образом связано непосредственно с симфоническим жанром. Наш кинематограф, наряду с американским, в первые десятилетия развивался именно в симфоническом направлении. И мы знаем огромное количество примеров. Все композиторы, которые работали в кино в советское время, та первая плеяда — Шостакович, Прокофьев, Хачатурян, — это музыка, вектор которой был направлен в сторону классики, в сторону академической симфонической музыки.
Но в военный, и особенно в послевоенный период песня заняла определённое господствующее место в кинематографе как носитель смысла, самого главного содержания и объединяющей роли, которую она имела. И со времён послевоенного кино наша киномузыка начала развиваться, как бы так аккуратнее сказать, в сторону песенного жанра. И даже инструментальные полотна, которые сочинялись советскими композиторами, в своей основе имели вот ту мелодичную песенность. Тип мелодики, тип фактуры всё равно был основан на песнях.
Так или иначе, музыка нашего кино второй половины XX века выросла на песенном материале. И так продолжалось до конца девяностых годов. Из любой, даже из оркестровой музыки так или иначе можно было сделать песню. Она просто была сокрыта оркестровыми покрывалами и всевозможными разработочными типами музыки, но они покрывали именно песенный мелодизм.
И здесь мы с американским кинематографом разошлись. Они пошли дальше по пути симфонизации (может быть, и не в прямом смысле этого слова, но на основе симфонической), а мы на долгое время остались во власти песенных мотивов и песенной структуры.

Последние выпуски программы

Когда в кино исчезла песня?

Если говорить серьёзно, то, конечно же, песня являлась совершенно обязательным элементом любого кино.

Должна ли музыка в кино быть незаметной?

Должна ли музыка в кино быть незаметной? Есть жанры, в которых музыка должна быть слышна.

Поиск по сайту