Федор Шаляпин в камерном репертуаре

15 апреля 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Любовь Казарновская и ее соведущие — оперный эксперт Роберт Росцик и психолог, культуролог Александр Журавлев — снова говорят о великом Федоре Ивановиче Шаляпине. На этот раз с особенным акцентом на камерное творчество исполнителя…
Любовь Казарновская: «Хотелось бы особенно коснуться темы Шаляпин — камерный певец. Почему особенно? Потому что оперные певцы как правило обычно поют какой-то стандартный камерный репертуар и достаточно это делают, я бы сказала, кондово. <…> В лице Шаляпина мы имеем не только гениального оперного артиста, но и в то же время не менее замечательного камерного певца. „И сочетание это, — как пишет критик его времени, — представляется настолько редким среди певцов явлением, что о нем приходится говорить как бы о впервые наблюдаемом исключении. Обыкновенно бывает так, что превосходный оперный певец является посредственным исполнителем камерной музыки. И обратно — тонкий камерный певец, отлично усвоивший стиль камерного исполнения, оказывается совершенно непригодным в опере. А Шаляпин на эстраде также гениален как и на оперной сцене. Все эти стороны его необычайного таланта, с помощью которых он достигает наивысших ступеней художественного творчества, оказывают ему неоценимую услугу для достижения, поражающих своей тонкой художественностью результатов в области камерного пения“.
В программе звучат: знаменитая в исполнении Шаляпина «Блоха» — Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха — на слова Гёте и музыку Модеста Мусоргского; «Эллегия» Жюля Массне, для которой сам певец сочинил русский текст, ставший сегодня уже каноническим; и неотъемлемый во всех концертных выступлениях шлягер Шаляпина — исконно русская пеня «Эй, ухнем!».
Не обходят авторы программы и оперу Жюля Массне «Дон-Кихот», которая была написана композитором специально для Федора Ивановича. И кто знает, как велика была бы ее художественная ценность, не будь здесь того содержательного наполнения в виде образа, который создал Шаляпин. Ведь неоспоримо и то, что у Массне есть гораздо более значительные произведения, которые его прославили. Шаляпин же прославил «Дон-Кихота»…

Последние выпуски программы

Католическое Рождество с «Вокалиссимо»

Праздничная передача посвящена Рождеству, которое у западных христиан по традиции отмечается 25 декабря, а еще — прекрасному времени ожидания чудес, праздника и исполнения заветных желаний…

Опера, режиссерский театр и композиторский язык

Для кого пишут композиторы? Интересен ли Верди как драматург? От чего умирает Виолетта? Как уберечь себя от стереотипов? Что спасет современную оперу? Ответы на эти и многие другие вопросы можно в рубрике «Спрашивайте — Отвечаем!», программа Любови Казарновской, на радио «Орфей»…

Певцы не в своем репертуаре

Почему тенор Пласидо Доминго решил стать баритоном, а сопрано Мария Гулегина взялась за принцессу Эболи, одну из титульных партий меццо-сопранового репертуара?.. В этих и других вопросах в цикле «Спрашивайте – Отвечаем!» разбираются Любовь Казарновская, Роберт Росцик и Александр Журавлев.