Теноровые вокальные параллели: Анатолий Орфенов и Йозеф Шмидт

24 июня 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Цикл программ о теноровых вокальных параллелях продолжают два совершенно разных по масштабу имени — Анатолий Иванович Орфенов и Йозеф Шмидт.
Об Анатолии Ивановиче Орфенове известно не так много широкому кругу, и вспоминают о нем не так часто. А между тем замечательный русский тенор, он был еще и чудесным вокальным педагогом, который увидел, распознал и воспитал целую плеяду выдающихся певцов. Время, когда он занимался селекционной работой в Большом, возглавляя его оперную труппу, связано с большим взлетом и настоящим расцветом театра. Сам Орфенов в своих воспоминаниях писал: «…Я благословил и дал путевку в жизнь многим молодым певцам. Одни из них (Атлантов, Образцова, Касрашвили, Мазурок) полностью оправдали надежды, другие даже „переоправдали“, то есть пошли дальше, чем я предполагал (Нестеренко, Пьявко), третьи (Андрющенко, Райков, Денис Королев) слишком рано остановились в своем развитии».
Личная творческая судьба Анатолия Орфенова сложилась таким образом, что, постоянно оставаясь в тени блистающих в то время Леонида Собинова и Сергея Лемешева, певцу так и не удалось спеть в свой полный голос. Обладая большим талантом, выбирать ему, увы, не приходилось…
Размышляя об Орфенове, авторы программы параллельно вспоминают другого певца, имя которого едва ли известно отечественному слушателю, но, безусловно, знакомо на Западе. Речь идет об австро-немецкой звезде периода расцвета радио — Йозефе Шмидте. Тогда в 1930-е годы в радиостудиях исполнялись целые оперы. К сожалению, творческая и личная судьба певца еврейского происхождения была сильно искалечена и, в конечном итоге, трагически прервана фашистским режимом.

Последние выпуски программы

Католическое Рождество с «Вокалиссимо»

Праздничная передача посвящена Рождеству, которое у западных христиан по традиции отмечается 25 декабря, а еще — прекрасному времени ожидания чудес, праздника и исполнения заветных желаний…

Опера, режиссерский театр и композиторский язык

Для кого пишут композиторы? Интересен ли Верди как драматург? От чего умирает Виолетта? Как уберечь себя от стереотипов? Что спасет современную оперу? Ответы на эти и многие другие вопросы можно в рубрике «Спрашивайте — Отвечаем!», программа Любови Казарновской, на радио «Орфей»…

Певцы не в своем репертуаре

Почему тенор Пласидо Доминго решил стать баритоном, а сопрано Мария Гулегина взялась за принцессу Эболи, одну из титульных партий меццо-сопранового репертуара?.. В этих и других вопросах в цикле «Спрашивайте – Отвечаем!» разбираются Любовь Казарновская, Роберт Росцик и Александр Журавлев.