В цикле «Великие, ушедшие…» Любовь Казарновская и Роберт Росцик вспоминают блистательного Франко Бонисолли — замечательного итальянского тенора, великолепного певца, красивого мужчину… «Абсолютный pazzo» (от итал. «pazzo» — сумасшедший), — так его постоянно называли за безумный темперамент, вспыльчивый характер и страстность натуры…
Франко Бонисолли — последний представитель плеяды великих теноров ХХ века — Мартинелли, Лаури-Вольпи, дель Монако, Корелли. Он родился в городе Роверето (Северная Италия). После победы в 1961 на Меджународном конкурсе певцов в Сполето молодой певец дебютировал в опере Пуччини «La Rondine» на городском фестивале, после чего композитор Д. К. Менотти предложил молодому лирическому тенору спеть партию Принца в опере Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» на фестивале в Сполето.
Под руководством Лючино Висконти он изучал партию Альфреда («La Traviata» Верди), которую он позже записал вместе с Миреллой Френи.
В 1968 году певец дебютировал в Wiener Staatsoper, в 1970 — в Metropolitan Opera. Кроме партий в операх Верди и Пуччини, его репертуар к тому времени включал Бенвенуто Челлини (Берлиоз), Фауст (Гуно), Надир («Искатели жемчуга» Бизе), Граф Альмавива («Севильский цирюльник») и Отелло Россини.
В 1977 году на Зальцбургском пасхальном фестивале он с огромным успехом спел партию Манрико в опере «Трубадур» (дирижер — Герберт фон Караян).
За годы своей более чем 35-летней карьеры Бонисолли выступил на сценах всех ведущих театров мира. В его репертуаре более 45 оперных партий, среди которых Радамес, Манрико, Каварадосси, Дон Хозе, Альваро, де Грие в «Манон Леско» Пуччини. Роль де Грие — одна из самых любимых в репертуаре певца.
Роберт Росцик: «Я должен сказать, что Бонисолли я знал лично очень долго. Уже с 1972 года, когда он делал свой дебют в Вене в опере „Луиза Миллер“. И с тех пор с 1972 года и до самого конца своей карьеры и своей жизни он был просто любимцем. Любимцем, несмотря на то, что скандалы, скандалы, скандалы… Но он был таким ярким на сцене — у него был огромный личностный фактор. И ты мог, к примеру, его ненавидеть (pazzo — это значит сумасшедший до упаду), но когда он появлялся на сцене в своей стретте, кабалетте, когда он пел верхние ноты — ты все забывал…»