В очередной программе цикла «Спрашивайте — Отвечаем!» Любовь Казарновская и ее гости вспоминают безвременно ушедшую и великую Джоан Сазерленд, а также обсуждают плюсы и минусы вокальных конкурсов. Какую действительную пользу могут вынести из них молодые певцы, а на какие мнимые выгоды здесь полагаться не стоит?..
Любовь Казарновская: «Я понимаю, почему наши певцы так рвутся на конкурсы. Потому что, вы посмотрите, что твориться! Попасть сегодня в профессиональный театр практически невозможно. Если ты туда попадаешь, это вовсе не значит, что ты сразу будешь в репертуаре, „на волне“, что у тебя будет возможность работать с хорошими музыкантами и дирижерами. Молодым певцам нужно обязательно и сразу попадать в хорошие руки и начинать работать с опытным концертмейстером, который знает стили, который знает, что конкретно этому голосу надо, что является режимом наибольшего благоприятствования для молодого певца. Так ли у нас сегодня? Давайте скажем честно — практически нет. Иногда певцам дают очень странный репертуар, иногда лирические голоса сразу нагружают драматическими партиями, что губит молодого певца „на корню“. Они мечутся, они не знают, что им делать, зарплаты крошечные, настоящих концертов с хорошей публикой нет, и во многом здесь виновата масс медиа. Потому что идет пропаганда совершенно другого искусства. Большая культура практически не пропагандируется. Только канал „Культура“ и радио „Орфей“, единственная классическая радиостанция, пропагандируют действительно высокие образцы музыкальной культуры. Все остальное — это „попса“ — попсовое искусство, которое заполонило всё и вся. И естественно, что основная масса публики идет на концерты попсовых певцов, которых они видят, извините, по „ящику“ и слышат по радио. Тяжелая очень ситуация в классическом искусстве, поэтому один из вариантов для молодых певцов показаться, получить работу и вообще как-то утвердиться в жизни — это конкурс…»