В цикле «Спрашивайте — Отвечаем!» Любовь Казарновская размышляет о русской провинции, вспоминает свое первое выступление на Шаляпинском фестивале в Казани и отвечает на вопрос, почему сегодня люди не слушают оперу…
Любовь Казарновская: «...Сейчас действительно существует понятие оперного рынка и рынка классической музыки. Сегодня во всех областях нашей жизни управляют так называемые эффективные менеджеры. Я не знаю, насколько они эффективны, но то, что они менеджеры — это правда. Подчас эти люди не имеют никакого отношения к профессии изнутри. А что такое профессия оперного артиста? Профессия дирижера? Профессия режиссера? Раньше люди годами изучали театрально дело — вживались в него, вдыхали этот особый воздух, понимали, что такое оперный артист, из чего психологически, эмоционально и профессионально складывается личность певца. С ним работали, с ним изучали партии, его, что называется, „мариновали“. Потому что он должен был не только спеть свою роль, но и прожить ее изнутри. Какая бы ни была партия, я всегда выходила на неё, готовая во всеоружии. То есть музыкальная сторона была уже полностью проработана, и я проживала ее на сцене. И я не могла не проживать ее каждый раз, просто потому что я потом себя ненавидела. Я понимала, что ни я, ни моя публика сегодня не получают удовольствие от того, что я не та — либо я уставшая, либо не готовая, либо что-то еще. Я выходила и понимала, что с меня огромный спрос. То же самое я видела у своих коллег — великих певцов, с которыми мне доводилось выступать. Как они готовились к каждому спектаклю!
А сегодня они нередко просто считают деньги. И пока они не «выломают руки» продюсерам, директорам театров, что хотят определенный гонорар и за меньший выступать не будут, они не успокоятся. А после этого они выходят на сцену, и я вижу, как у них в глазах идет калькулирование долларов. Это отвратительно! Они не проживают в своей профессии, не отдают, не обливают свое сердце кровью, а без этого оперного певца и артиста быть не может…»