Любовь Казарновская и Роберт Росцик в рамках программы «Вокалиссимо» открывают новый цикл передач, посвященный не только одному из величайших русских писателей, но и большому знатоку оперы — Ивану Сергеевичу Тургеневу и его музыкальным пристрастиям…
Любовь Казарновская: «Дорогие друзья, мы открываем новый цикл, который, думаю, вам будет очень интересен, потому что личность, о которой пойдет речь, сама по себе невероятно интересна, многогранна и обсуждаема до сих пор! Несмотря даже на то, что этот известнейший русский писатель жил в первой половине XIX столетия. Прошло столько лет, а его фигура и творчество все равно обсуждаются. Речь идет об Иване Сергеевиче Тургеневе.
Мы назвали наш цикл «Глазами Тургенева», потому что музыка была, в общем, жизнью Тургенева. И хотя он был литератором, музыка занимала ровно такую же громадную часть его жизни, как и литература, а, может быть, даже и большую, как он сам порой признавался. Тургенев жил в театре и вибрировал вместе со всем, что происходило в музыкальной жизни мира и, конечно, российских столиц — Москвы и Санкт-Петербурга.
Вот слова Ивана Сергеевича: «Я люблю музыку! Люблю её и смею думать, что знаю её…» — не раз повторял он. О правоте его слов свидетельствуют его письма и, прежде всего, произведения писателя. Не будет преувеличением сказать, что в духовной жизни Ивана Сергеевича Тургенева музыка занимала равное с литературой место. Он был внимательным и тонким слушателем, глубоким знатоком оперного, симфонического, камерного и инструментального жанров и исполнительского искусства. Он не только любил и понимал музыку, но и запечатлел её образы в своих повестях и романах. И сделал это с такой художественной яркостью и силой, что читатель сам превращается в слушателя.
Нынешнюю программу мы начинаем с того, что Иван Сергеевич любил и понимал, наверное, лучше всего — это, конечно, оперная музыка, безумная любовь к которой была связана в жизни писателя прежде всего с именем Полины Виардо. Иван Сергеевич с большим пристрастием следил за новыми певицами, которые появлялись на императорских сценах, любил сравнивать их со своей любимой Виардо, и записать свои наблюдения в подробнейших отчетах…»
Первая программа цикла посвящена выдающейся итальянской певице седины XIX века — Анджолине Бозио, чье лирико-драматическое сопрано благородного тембра оставило одно из самых глубоких оперных впечатлений, отразившихся в творчестве Тургенева.
По уровню вокального искусства, глубине проникновения в духовный мир образа, по высокой музыкальности Бозио принадлежала к величайшим певицам эпохи. Ее творческая индивидуальность раскрывалась не сразу. Первоначально слушатели восхищались изумительной техникой и голосом — потрясающим лирическим сопрано. Затем смогли оценить драгоценнейшее свойство ее таланта — вдохновенный поэтический лиризм, проявившийся в лучшем ее создании — Виолетте в «Травиате».
Она не прожила на свете и сорока лет. Меньше пятнадцати лет продолжалась ее певческая карьера. При этом, за столь краткий срок Анджелина Бозио успела покорить сердца многих слушателей: среди ее великих почитателей были Серов, Чайковский, Одоевский, Некрасов, Чернышевский…