«Глазами Тургенева» — «Руслан и Людмила»

26 июля 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В цикле программ «Глазами Тургенева» Любовь Казарновская и Роберт Росцик открывают беседу об отношении писателя к русской музыке. В фокусе первой передачи — Михаил Иванович Глинка и его знаменитая опера «Руслан и Людмила»…
«Руслан и Людмила» — волшебная опера Михаила Ивановича Глинки в пяти действиях. Либретто — Валериана Ширкова, Константина Бахтурина и Михаила Глинки при участии Н. А. Маркевича, Н. В. Кукольника и М. А. Гедеонова по одноимённой поэме Александра Пушкина с сохранением стихов подлинника. Премьера состоялась 27 ноября 1842 года на сцене Большого театра в Петербурге.
Свою оперу композитор задумывал еще при жизни поэта и даже советовался с Пушкиным в выборе наиболее удачных сцен. Однако из-за трагической гибели поэта работа над оперой растянулась на пять лет, а ее драматургия все более углублялась и обогащалась. В конечном итоге в оперной интерпретации Глинки пушкинское произведение обрело несколько иной идейно-стилистический акцент, и из сказочных приключений героев превратилось в поиск большого жизненного смысла.
В опере воспеваются героизм, благородство чувств, верность в любви, высмеивается трусость, осуждаются коварство, злоба и жестокость. Через все произведение композитор проводит мысль о победе света над тьмой, о торжестве жизни. Традиционный сказочный сюжет с подвигами, фантастикой, волшебными превращениями Глинка использовал для показа разнообразных характеров, сложных взаимоотношений между людьми, создав целую галерею человеческих типов.
О том, как это было воспринято публикой, русским музыкальным сообществом, и как об опере отзывался Иван Сергеевич Тургенев, а также какие исполнители русской вокальной школы вошли в историю исполнений «Руслана и Людмилы», вы узнаете в нынешней программе «Вокалиссимо»…

Последние выпуски программы

Католическое Рождество с «Вокалиссимо»

Праздничная передача посвящена Рождеству, которое у западных христиан по традиции отмечается 25 декабря, а еще — прекрасному времени ожидания чудес, праздника и исполнения заветных желаний…

Опера, режиссерский театр и композиторский язык

Для кого пишут композиторы? Интересен ли Верди как драматург? От чего умирает Виолетта? Как уберечь себя от стереотипов? Что спасет современную оперу? Ответы на эти и многие другие вопросы можно в рубрике «Спрашивайте — Отвечаем!», программа Любови Казарновской, на радио «Орфей»…

Певцы не в своем репертуаре

Почему тенор Пласидо Доминго решил стать баритоном, а сопрано Мария Гулегина взялась за принцессу Эболи, одну из титульных партий меццо-сопранового репертуара?.. В этих и других вопросах в цикле «Спрашивайте – Отвечаем!» разбираются Любовь Казарновская, Роберт Росцик и Александр Журавлев.