«Глазами Тургенева» — «Жизнь за царя»

2 августа 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Михаил Иванович Глинка глазами Тургенева — тему продолжает другая великая опера композитора «Жизнь за царя», известная также под названием «Иван Сусанин»…
Любовь Казарновская: «...Мы помним, что опера Глинки Руслан и Людмила“ после премьеры оставила самые неоднозначные впечатления у публики, вызвав много полемики и споров. Еще больше нареканий, недоумения и вопросов вызвала его опера „Иван Сусанин“. С одной стороны, ее называли „подлинно народной оперой“, с другой стороны, оперой, где Глинка поклонился царю, назвав ее „Жизнь за царя“, и тем самым политизировался, за что не раз был упрекаем.
Известно, что Иван Сергеевич Тургенев присутствовал на первом представлении оперы в 1836 году. Позже в 1869 году он писал: «…Сознаюсь откровенно, что я не понял значения того, что совершалось перед моими глазами. В „Жизни за царя“ я просто скучал. Правда, голос Воробьёвой (Петровой), которой я незадолго перед тем восхищался в „Семирамиде“, уже надломился, а г-жа Степанова (Антонида) визжала сверхъестественно… Но музыку Глинки я всё-таки должен бы был понять…». Эти слова существенны, поскольку, написанные много лет спустя, содержат упрек к самому себе, который обращен к тому юноше, который, в общем-то, «Жизни за царя» не понял…»
Однако, Тургенев не был единственным зрителем, скучавшим на премьере этой оперы, в которой впервые в истории русского театра простой русский крестьянин выступил трагическим героем. Друг Пушкина, князь П. А. Вяземский писал в своей рецензии на премьеру: «Об опере поговорим в другой раз, когда услышу её раза два или три. Вообще эффектных мест нет: в души и уши нашей братии профанов ничего не вбивается разом, как в операх Россини, Беллини, Мейербера и прочих. Следовательно, нужно пристально вслушаться и познакомиться с музыкой на коротком ухе, чтобы судить о ней».
Грустные мелодии Глинки, близкие по духу к «протяжной песне» русского крестьянина, действительно не походили на сладкие песенные речитативы и арии, которые русская знатная публика привыкла слушать в любимых итальянских операх. Такой же новаторской была и роль хора в «Жизни за царя». В отличие от итальянских оперных композиторов, Глинка не употреблял хора лишь как эффектное пополнение к красивым ариям солистов. Крестьянскому хору был дан свой собственный голос, и таким образом Глинка указал путь следующему поколению русских композиторов, которые в своих операх уделяли много внимания музыкальной характеристике народа…
О том, как опера «Жизнь за царя» приживалась в русском обществе и обретала свой незабвенный в веках статус национальной русской оперы, авторы программы «Вокалиссимо» рассказывают в нынешней передаче…

Последние выпуски программы

Католическое Рождество с «Вокалиссимо»

Праздничная передача посвящена Рождеству, которое у западных христиан по традиции отмечается 25 декабря, а еще — прекрасному времени ожидания чудес, праздника и исполнения заветных желаний…

Опера, режиссерский театр и композиторский язык

Для кого пишут композиторы? Интересен ли Верди как драматург? От чего умирает Виолетта? Как уберечь себя от стереотипов? Что спасет современную оперу? Ответы на эти и многие другие вопросы можно в рубрике «Спрашивайте — Отвечаем!», программа Любови Казарновской, на радио «Орфей»…

Певцы не в своем репертуаре

Почему тенор Пласидо Доминго решил стать баритоном, а сопрано Мария Гулегина взялась за принцессу Эболи, одну из титульных партий меццо-сопранового репертуара?.. В этих и других вопросах в цикле «Спрашивайте – Отвечаем!» разбираются Любовь Казарновская, Роберт Росцик и Александр Журавлев.