Музыка языка

Выпуск 1
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Музыка языка — что может быть прекрасней и привычней! А ведь звучит она по историческим меркам не так уж и долго: всего два века с небольшим. Что было раньше? Музыка… языка.
Историческую правду помогает восстановить поэзия и рифма, хранитель ударений.
Возьмем басню 18 века — о лягушках, которые звали на царство царя, и получили его, гордого и неконтактного. Лягушки огорчились, но быстро нашли объяснение нежеланию монарха общаться с народом
Знать, царь не ведает лягушечья язы̀́ка;
Повеселим царя,
У нас изрядная вокальная музы̀́ка.
Сохранился и поэтический портрет композитора Львова — автора гимна «Боже, царя храни!» и поклонника «старинных сильных слов»:
А новобранного нерусского язы̀́ка
Не нравилась ему протяжная музы̀́ка.
Музыка языка
Музыка пришла в Россию в 17 веке. В старинных словарях ударение соответствует французскому musique, также ставили ударение и немцы, через посредство которых, возможно, слово мы и позаимствовали. А к началу 19 века в моду вошла итальянская musica. И норма довольно быстро изменилась — еще при Пушкине, который, однако в этом остался архаистом.
А вот слово «язык» — исконно славянское и очень древнее. И поначалу его формы имели странное для нашего слуха ударение, которое сохранило выражение «притча во языцех» (то, о чем все время и не всегда лестно говорят), да «двунадесят языков» — так в 1812 году называли многонациональную армию Наполеона. Ну и в поэзии его, конечно, можно найти — например, в дельном совете Державина: Язы̀ки знайте, вразумляйтесь, или в актуальном и сегодня замечании Сумарокова о заимствованиях:
Язы̀ки чужды нам потребны для того,
Чтоб мы читали в них, на русском нет чего.
Как только музыка стала музыкой, начал менять ударение и язык. Так и возникла привычная нам и кажущаяся особенно красивой музыка языка. Новые гармонии определили и мелодику речи.

Последние выпуски программы

Точить лясы

Знаете ли вы, что лясы и балясы — это атрибут классического театра? И это не пустые — в контексте спектакля — разговоры тех, кто не может ни на секунду отрешиться от смартфона или привык всё обсуждать с соседом. Речь об архитектурных деталях парадных лестниц.

Блокбастер

Посмотреть в выходные увлекательный фильм — милое дело: идём в Интернет, по рецензиям ориентируемся в предложениях — и в кино, на какой-нибудь блокбастер. Вот только что это такое? Даже те, кто «по долгу службы» должны бы точно про это знать, никаких разъяснений дать не могут, только смотрят свысока: «Блокбастер? Ну, кто же этого не знает?»

Рисковый, рискованный

Пытаться взять верхнюю ноту, не распевшись, дело рискованное. Но есть рисковые исполнители, которым все нипочём!