Декаданс Лукино Висконти
Дата публикации: 18 ноября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Авторы программы «Лабиринты» продолжают размышлять об искусстве великого Лукино Висконти и на этот раз обращаются к особой эстетике и художественному мышлению кинорежиссера…
Евгений Жаринов: «Про Лукино Висконти можно сказать фразой Алексея Фёдоровича Лосева: „Я сослан в ХХ век“. Он — не человек ХХ века, и верно было подмечено, что это были люди — аристократы духа и интеллекта. Это то, что невозможно воспитать ни в каких академиях, потому что этому не научишь. Он — Висконти — несет в себе одновременно и проклятие, и величие всех своих предков — всего рода Висконти. В связи с этим я хотел бы задать вопрос: искусство — это игрушка аристократов или народов? Я лично убежден в том, что высочайшие произведения искусства не могут прорастать только из земли, всегда должен присутствовать аристократ мысли, для которого абстракции — это естественное состояние, потому что он с ними уже родился. Представьте себе мальчика, который живет в палаццо своего предка, где плафоны на потолке представляют собой роспись Джотто. Ему не надо идти в музей, чтобы увидеть великие шедевры — ему достаточно просто утром открыть глаза и увидеть их. И это проявляется во всем — он только касается ручки двери, но эта ручка — уже произведение искусства. Этим я хочу еще раз подчеркнуть, что Висконти — уникальнейшее явление в истории не только мирового кинематографа, но и в истории человеческого духа…»
Что заставляет художника воспевать и эстетизировать смерть? Ирина Кленская и Евгений Жаринов размышляют об искусстве декаданса и его особом воплощении в творчестве Луикно Висконти. В центре внимания одна из самых знаменитых картин режиссера — «Гибель богов» о годах тирании национал-социализма в Германии.
Евгений Жаринов: «...Мы уже как-то говорили в эфире о том, что не Гитлер придумал называть себя фюрером — это слово пришло из терминологии Вагнера. В этом смысле Висконти выстраивает свою картину по принципу вагнеровских опер — блестящий дайджест из всего „Золота Рейна“: здесь и Зигфрид, и Валькирия, и все это нанизано на идею проклятия рода. Чем принципиально отличаются Крупы от Нибелунго — все то же самое! И это особое явление всей германской культуры — высший подвиг и высшее воплощение героического выражается в добровольном стремлении к смерти, что абсолютно соответствует общему декадентскому мироощущению Висконти. Со скоростью курьерского поезда стремление к собственному разрушению — вот, что очаровывает в этой картине…»
Последние события
Евгения Лисицына выступит в Кусково
Евгения Лисицына выступит 19 июля на фестивале «Органные вечера в Кусково». Концерт она посвящает творчеству Иоганна Себастьяна Баха, 340-летие которого отмечается в этом году.
Без возрастных ограничений
Шведскому дирижёру Герберту Блумстедту исполнилось 98 лет. Он является старейшим из действующих дирижёров мирового класса.
Гимн юным талантам
«Он перед нами открывает мир, мир счастья, звуков и свершений новых» — эти строки из гимна Конкурса юных вокалистов Елены Образцовой вновь прозвучали 13 июля в Государственной академической капелле.