Музыкальная Венеция. Передача вторая
Дата публикации: 22 июля 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В программе «Лабиринты» продолжается разговор о Венеции — городе великих живописцев, гондольерских песен, музыки и композиторского вдохновения…
Венеция — город музыкального барокко, утверждает Евгений Жаринов. А ключевой выразитель этого барокко — главный венецианский композитор, «рыжий поп» и брадобрей Антонио Вивальди.
Евгений Жаринов: «...Вивальди, как мне кажется, удалось передать в своих музыкальных аккордах саму суть философии барокко, которую можно определить как жемчужину неправильной формы. В Венеции есть уникальная церковь XVII века, посвященная Святой Марии и выстроенная в стиле барокко после эпидемии чумы, которая поражает своими неправильными формами. Суть барокко заключается в том, что мир порожден не господом, а моллюском, который создает жемчужину неправильной формы. Все меняется. Отсюда, например, плутовской роман и „Хромой бес“, восстание ангелов, весьма характерное для барокко: скажем, Джон Мильтон и его „Потерянный рай“. Это и не менее знаменитые „Трагические поэмы“ Агриппы д`Обинье, и трилогия „Люцифер“ Йоста ван ден Вондела. Все это барочное мировосприятие — на небесах что-то произошло и все поменялось. И это ощущение ломки, всеобщего вихря особенно передается в четырехстах пятидесяти концертах Антонио Вивальди…»
Евгений Жаринов: «...Если говорить об опере, то в XVIII веке это был народный жанр. Те же гондольеры, известные своими баркаролами, были основными зрителями венецианских опер. Оперы писались очень быстро, наскоро репетировались и выпускались на сцену, после чего тут же забывались. Эти оперы были чем-то схожи с современными телесериалами для массовой аудитории: они были призваны потакать не слишком высоким интересам толпы, и сменялись они также быстро. Кто сейчас вспомнит сериал какой-нибудь пятилетней давности — его тут же забывают. Тем же самым были и эти бесчисленные оперы Вивальди. Любопытно, что в конце жизни великий композитор распродал все свои партитуры за мизерную плату, а сегодня современные историки склонны считать, что именно Вивальди во многом определил романтическое направление в европейской музыке. По-настоящему Антонио Вивальди был открыт только в ХХ веке, когда эти безумные ритмы страдающего астмой „рыжего“, очень точно легли на людей, переживших не одну катастрофу…»
Последние события
«Три сестры» собрали полный зал
Премьера первых двух серий сериала «Три сестры» состоялась на кинофестивале «Горький fest». Роль матери трёх сестер досталась Ларисе Гузеевой.
Профессия — артист симфонического оркестра
В Москве состоялась церемония награждения лауреатов VIII Всероссийского конкурса артистов симфонического оркестра. Это конкурс, который проводит Московская филармония среди молодых музыкантов.
Самые здравомысляще люди
Документальный фильм «Лучше сойти с ума в дикой природе» победил на кинофестивале в Карловых Варах. Главные герои — эксцентричные 60-летние братья-близнецы, живущие на ферме в глуши.