Баллада. Приключения жанра

Дата публикации: 18 августа 2013

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Ирина Кленская и Евгений Жаринов приглашают поразмышлять о жанре баллады. Появившаяся на рубеже XII и XIII веков на юге Франции в русле бурно распространявшейся «альбигойской ереси» из творчества средневековых поэтов-певцов трубадуров, баллада дожила до наших времен, взрываясь хитами от «Лесного царя» Франца Шуберта до современных рок-баллад…
В XIII веке на юге Франции, в провинции Лангедок, получила распространение так называемая катарская или альбигойская ересь: во многом основанная на философии позднего эллинизма и древнего религиозного учения персидского пророка Мани (отсюда еще одно название — манихейская ересь), она поставила под сомнение ключевые каноны христианства, в значительной степени подорвав прежде незыблемый авторитет католической церкви.
Незабвенная альбигойская ересь заключалась в следующем утверждении: Если Господь Бог всемогущ и допускает то, что творится в этом мире, значит Он не всеблагой. Если же Он всеблагой и допускает то, что творится в мире, значит Он не всемогущий.
По представлениям катар, основу мира составляет борьба двух начал: злого (материального) и доброго (духовного). Человечество с давних пор является одним из главных объектов вечного космического сражения. В самом человеке поразительным образом соединены Добро — душа человека, и Зло — его материальная оболочка. В философии позднеантичных религиозных течений эти два начала воплощают: София –олицетворённая мудрость Бога, и Демиург — возжелавший творить без духовной половины; создает материю и заключает души в материальных телах. Первостепенная задача человека на земле и праведника, по утверждению катар, — во что бы то ни стало порвать с материальным миром и освободить душу из темницы бренного тела.
Тогда же в XIII веке на фоне этих идеологических разногласий, в преддверии великих крестовых походов и костров инквизиции появляются трубадуры, провозглашающие в своем творчестве концепцию куртуазной любви и культ «Прекрасной дамы», составляющие главное содержание их лирики.
«Именно из кансон трубадуров выходит баллада, — утверждает Евгений Жаринов, — фабульное стихотворение, где обязательно присутствует рассказ, всегда есть мощный драматический сюжет, где важно значение ритма и песенного начала. Рожденная из этой противоречивой культуры, баллада несет в себе неразрешимые кровавые эпизоды человеческой истории. Сколько здесь всего заключено! Потому что жанр, который обречен на долгое существование, заключает в себе сжатый до предела колоссальный эзотерический, религиозный либо исторический смысл. По этой причине баллада всегда была и будет интересна…».
Итак, история баллады — от песен трубадуров до второго рождения в эпоху романтизма…

Последние события

Сергей Собянин подвёл итоги «Ночи в музее»

Акцию «Ночь в музее» в Москве посетили более 550 тысяч человек — в полтора раза больше, чем в 2024 году, сообщил мэр Сергей Собянин. Акция проходила в ночь на 18 мая на 170 городских площадках.

Шахназаров предложил ввести пошлины на зарубежное кино

Режиссёр Карен Шахназаров предложил ввести пошлины на зарубежные фильмы для защиты отечественного кинорынка. Он отметил, что производителям российского кино необходимо давать преференции.

Любимова не смогла приехать на интронизацию папы римского

Глава Минкультуры Ольга Любимова не смогла принять участие в интронизации папы римского Льва XIV из-за несогласованности воздушного маршрута, сообщили в министерстве.

Поиск по сайту