Чайковский. Щелкунчик
Дата публикации: 31 декабря 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Трудно представить новогодний период без музыки из балета Чайковского «Щелкунчик». Какой фрагмент ни выбирай, почти наверняка попадёшь в хит. Будь то марш, Вальс снежинок или Вальс цветов, Китайский танец или Трепак. Но всё же особое место занимает Танец феи Драже.
Когда раздаётся хрустальная мелодия дыхание хочется чуть замедлить и сделать тише. Лишь бы всеми силами удержать атмосферу волшебства и не спугнуть её. В одной популярной рекламе красное и жёлтое шоколадное драже ночью на цыпочках крадутся к камину, чтобы застать Санта Клауса. Это — предвкушение встречи с праздником, когда подарки ещё не открыты. Схожие чувства дарит и Танец феи Драже. А между тем, этот номер появился.
«Щелкунчика» Пётр Ильич создавал чуть ли не в муках. В письмах жалуется, что ничего толкового не выходит. Да и сам сюжет кажется композитору несерьёзным и слишком детским. Отделаться от балета — вот, чего хотел классик! Отвлечься и найти вдохновение не получается даже во Франции. Однако весенняя поездка 1891 года была судьбоносной, без неё никакого бы Танца Феи Драже не получилось. Именно в Париже Чайковский услышал звучание инструмента, который должен был стать главным героем на грядущей премьере.
«Я открыл в Париже новый оркестровый инструмент с божественно чудным звуком… Я желал бы, чтобы его никому не показывали», — пишет композитор музыкальному издателю Петру Ивановичу Юргенсону, который вскоре выписал указанный инструмент из столицы Франции. Но Чайковский неумолим: «Ради Бога, имей в виду, что никто, кроме меня, не должен слышать звуков этого чудного инструмента». Режим секретности был оправдан: вдруг об инструменте прознают Римский-Корсаков или Глазунов! Одним словом, чуть ли не гонка вооружений, но в оркестре.
И вот, в премьерный декабрьский день 1892 года, Петербург съезжается в Мариинский театр увидеть рождественское представление. Сам Чайковский смотрел на сцену с трудом: костюмы и декорации казались композитору аляповатыми. Переживал он и за музыку, к которой критики отнесутся неоднозначно. Но звучание секретного инструмента бывшие на премьере точно запомнили.
Ближе к кульминации балета начинается Танец Феи Драже, и публика недоумевает, ведь прежде такого звучания никто не слышал. В оркестровой яме находится похожий на маленькое пианино деревянный ящик, который издаёт удивительные звуки хрустального перезвона. Это была небесная и нежная челеста — клавишный инструмент с металлическими пластинками. Челеста стала в тот вечер главным героем. Чайковский выиграл гонку вооружений и навсегда связал челесту с ореолом праздника и волшебства.
Последние события
Скончалась актриса Евгения Добровольская
Народная артистка России Евгения Добровольская умерла на 61-м году жизни, сообщили в МХТ имени Чехова, в котором она прослужила более 30 лет. Последний год артистка боролась с тяжёлой болезнью.
Musica Viva и певица Екатерина Сергеева выступят в КЗЧ
Камерный оркестр Musica Viva под управлением Александра Рудина и певица Екатерина Сергеева выступят в Зале Чайковского 20 января. Прозвучат произведения Сен-Санса, Берлиоза, Чайковского.
Светлана Крючкова закрывает «Декабристские вечера»
Фестиваль «Декабристские вечера» в Кафедральном соборе Калининграда закроется 13 января выступлением актрисы Светланы Крючковой. Артистка прочтёт стихи Булата Окуджавы под музыку.