Жорж Бизе — «Искатели жемчуга»

Дата публикации: 11 декабря 2012

Нелегок и опасен труд ловца жемчуга. Ни сила, ни отвага не спасают порой от беды, если вмешались злые духи. Отогнать их может только пение целомудренной девушки — жрицы. Она не смеет никого полюбить, и страшная кара ждет ту, которая нарушит свой обет…
Еще во время своего пребывания в Италии после получения Римской премии Бизе мечтал о написании оперы, но страшился встречи с либреттистами, актерами и особенно директорами театров, которые не желали иметь дело с одноактными операми, право постановки которых предоставлялось лауреатам Римской премии. Он и сам не хотел писать одноактную оперу, так как мечтал дебютировать полновечерним спектаклем. Однако театр Комической оперы заказал ему одноактную оперу «Гузла Эмира», которую Бизе написал в 1861 году и представил в театр, но вскоре забрал партитуру обратно. И тут представился редкий случай — именно то, о чем он мечтал: в 1862 году Лирический театр по ряду условий оказался обязанным поставить одну оперу молодого отечественного автора. Выбор Леона Карвальо, стоявшего во главе театра, пал на Бизе, в талант которого опытный и заинтересованный в судьбах французского искусства импресарио искренне верил. Бизе получил либретто трехактной оперы «Искатели жемчуга», написанное плодовитым драматургом Пьером Этьеном Кармоном (1811—1903), автором более ста пьес — драм, водевилей и либретто, — работавшим обычно почти всегда в соавторстве. На этот раз его соавтором выступил опытный либреттист Мишель Карре (1819—1872), один из авторов либретто «Фауста» Гуно. Ориентальный сюжет оперы был вполне в русле французского искусства того времени: Виктор Гюго создал «Восточные стихотворения», Эжен Делакруа — «Алжирские этюды», Фелисьен Давид — оду-симфонию «Пустыня» и оперу «Лалла-Рук». Вместе с тем, в экзотическую оболочку авторы либретто поместили старый, не раз использованный сюжетный конфликт, знакомый по «Весталке» Спонтини и «Норме» Беллини — нарушение жрицей обета во имя любви…
Авторы программы «Бал» погружаются в тонкости древней и опасной профессии ныряльщиков за жемчугом, традиция которой насчитывает не одно тысячелетие (упоминания о женщинах-рыбах встречаются в китайских хрниках III века до н. э.) и продолжает существовать до сих пор…
Алексей Пензенский: »…То, что писали иностранные путешественники об азиатских ныряльщиках за жемчугом, действительно поражает воображение. Это были люди, которые могли подолгу обходиться без воздуха и кислорода — ведь тогда не было аквалангов, а водолазные колокола, которые широко применялись в Европе, для поиска жемчуга были не очень полезны, поэтому на Востоке в любом случае обходились без них. Ловцы жемчуга — это была своего рода особая каста: искусство поиска и добычи жемчуга передавалось от отца к сыну, секретами мастерства владели лишь избранные. Как известно, критерий опыта — это практика. Еще до всех научных изысканий они прекрасно знали, что такое декомпрессия, на какую максимальную глубину способен погружаться ныряльщик и прочие тонкости своего непростого ремесла…»

Последние события

Большой театр открывает летний фестиваль «Сириус»

Солисты оперной труппы Большого театра и Симфонический оркестр ГАБТа под управлением Павла Сорокина 15 июля открывают Большой летний музыкальный фестиваль «Сириус».

Учреждена Всероссийская джазовая премия

Вручение первой Всероссийской профессиональной джазовой премии пройдёт 27 июля на закрытии II Международного Петербургского джазового фестиваля. Награда предназначена для поддержки молодых музыкантов.

Международный конкурс композиторов проведут в Москве

В столице впервые пройдёт Международный конкурс композиторов, основной этап которого запланирован на 2026 год. Смотр приурочен к 85-летию начала контрнаступления советских войск в битве за Москву.

Поиск по сайту