Врубель «в рубль», или Выставки Дягилева
Дата публикации: 19 декабря 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Со времен отъезда Александра Бенуа в Париж, лидером группы «почетных вольных общников» по праву становится Сергей Дягилев. Он активно занимается организацией выставок, призывает друзей объединиться в «новое передовое общество» и мечтает о том, чтобы «возвеличить русскую живопись на Западе»…
Первая выставка Дягилева состоялась в 1897 году и представляла работы английских и немецких акварелистов. Впоследствии Бенуа объяснял этот выбор так: «Нас инстинктивно тянуло уйти от отсталости российской художественной жизни, избавиться от нашего провинциализма и приблизиться к культурному Западу, к чисто художественным исканиям иностранных школ, подальше от литературщины, от тенденциозности передвижников, подальше от беспомощного дилетантизма квазиноваторов, подальше от нашего упадочного академизма…». Следом за ней прошла выставка скандинавских художников, в которой молодой импресарио к своему личному успеху добился участия, наряду с другими живописцами, признанных в то время в Европе и России мастеров А. Цорна и Ф. Таулова. Однако вскоре Дягилев решился на поистине грандиозное предприятие — большую выставку, к которой собирался привлечь не только финских мастеров, но и русских художников, имевших уже возможность убедиться в его организаторских способностях. Вместе с тем Сергей мечтает о выпуске собственного художественного журнала. Его мысли и переживания отражены в письме к Бенуа, написанном осенью 1897 года: «Я весь в проектах — один грандиознее другого. Теперь проектирую этот журнал, в котором думаю объединить всю нашу художественную жизнь, т. е. в иллюстрациях помещать истинную живопись, в статьях говорить откровенно, что думаю, наконец, примкнуть к журналу новую, развивающуюся в Москве и в Финляндии отрасль художественной промышленности. Словом, я вижу будущее через увеличительное стекло. Но для этого мне нужна помощь и, конечно, к кому же мне обратиться, как не к тебе?..»
Итак, Дягилев заговорил о журнале, причем не в первый раз. Его создание было давней мечтой «общников». Он должен был стать своеобразным рупором — распространять взгляды членов объединения на искусство. Но прежде чем реализовать эту мечту, необходимо было — и Дягилев прекрасно это понимал — организовать крупномасштабную выставку…
Последние события
Биеннале современного искусства открылась в Чувашии
Вторая Чувашская биеннале современного искусства стартовала 19 июля в Чебоксарах. Тема этого года — «Дом о семи крыльях» — затрагивает фундаментальные аспекты понятия дома в культуре региона.
Фестиваль «Трость. Цилиндр. Эпатаж» посвятили Есенину и Мариенгофу
Литературно-музыкальный фестиваль «Трость. Цилиндр. Эпатаж» проходит 19 июля в Парке героев-пожарных Петербурга. Главной темой стали истории жизни и творчества Сергея Есенина и Анатолия Мариенгофа.
Пушкинский музей везёт выставку в Плёс
Пушкинский музей 23 июля представит выставку западноевропейской живописи в Музее пейзажа Плёсского музея-заповедника. В экспозицию войдут 30 работ мастеров разных стран.