Начало

Дата публикации: 19 февраля 2022

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 2022 году Московская филармония празднует свой юбилей — самый настоящий, ведь исполняется ей сто лет, а, если верить уважаемому Владимиру Ивановичу Далю и его Толковому словарю живого великорусского языка, «юбилей — это торжество по поводу протекшего пятидесятилетия, столетия, тысячелетия». Пятьдесят филармония отметила в 1972 году, до тысячелетия, надеюсь, доживут наши далекие потомки, а столетие предстоит пережить и осмыслить нам, живущим здесь и сейчас.
Сто лет для человека — срок огромный, да и для истории заметный. Как почувствовать, как понять, о чем думали, о чем мечтали люди в Москве в начале 20-х годов прошлого века? О музыке? об искусстве? Наверное, и об этом тоже, но чаще — о том, как выжить в это трудное, голодное, опасное время, когда под вопросом была сама жизнь. 1921 год — смерть Блока, расстрел Гумилева, мятежи в Кронштадте и на Тамбовщине, голод в Поволжье. Только что закончилась Гражданская война, впереди было строительство нового мира — помните: «Мы наш, мы новый мир построим…». Что должно быть в этом мире, а от чего нужно отказаться? Вот, например, консерватории или театры — к чему эта расточительность? В 1922 году по инициативе Ленина была создана специальная комиссия во главе с Андреем Колегаевым (бывшим наркомом земледелия!), которая должна была ликвидировать Мариинский и Большой театры, предполагалось также закрытие Московской консерватории, а освободившиеся средства должно было направить на развитие школ и читален. Но находились те, кто не боялся спорить с вождем. Среди них был и нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский. Отстояли и театры, и консерватории, а в 1921 были подписаны указы об учреждении Петроградской филармонии и Московской. Среди инициаторов создания Московской филармонии были нарком просвещения Анатолий Луначарский, дирижеры Александр Хессин и Константин Сараджев. Председателем худсовета был избран композитор Николай Мясковский.
Первый Устав Московской филармонии до сих пор не обнаружен и, вероятно, не сохранился. В Государственном архиве РФ существуют два проекта Положения о Государственной филармонии в Москве, датированных 1922 годом, которые дают достаточное понимание того, как мыслилось устройство этой организации. Однако свое рождение Московская филармония отсчитывает не от даты подписания документа, а от даты ее первого концерта в начале 1922 года. Афиша гласила: «В воскресенье 29 января в 2 часа дня в Большом концертном зале ГОСФИЛА (здание консерватории) состоится торжественное открытие Государственной филармонии Н.К.П. В программе — вступительное слово музыковеда и композитора Бориса Борисовича Красина, Девятая симфония Бетховена, хоры acapella Ипполитова-Иванова и Танеева, Второй концерт Рахманинова, Поэма экстаза Скрябина. Концерт пройдет при участии вокального квартета Госфила в составе Антонины Неждановой, Полины Доберт, Александра Богдановича и Василия Петрова, Государственной хоровой капеллы под руководством профессора Московской государственной консерватории Павла Чеснокова, профессора Московской государственной консерватории Константина Игумнова и Государственного академического оркестра под управлением Александра Хессина». Симфонический коллектив, собранный для этого торжественного дня из московских музыкантов, назван в афише Государственным академическим оркестром, однако в реальности до создания Госоркестра пройдет еще почти 15 лет, а проблему создания собственного оркестра филармония сможет решить лишь через пять лет.
Интерес к событию оказался огромным. Зал был полон. А в архивах сохранились письма к руководителям филармонии от москвичей и любителей музыки из других городов, приехавших в столицу специально на первый филармонический вечер и не заставших в кассах ни одного билета.
Ровно через сто лет, там же в Большом зале консерватории и тоже 29 января (на этот раз в субботу) в 14 часов эта историческая программа была воссоздана, но уже силами современных музыкантов.

Последние события

Без возрастных ограничений

Шведскому дирижёру Герберту Блумстедту исполнилось 98 лет. Он является старейшим из действующих дирижёров мирового класса.

Гимн юным талантам

«Он перед нами открывает мир, мир счастья, звуков и свершений новых» — эти строки из гимна Конкурса юных вокалистов Елены Образцовой вновь прозвучали 13 июля в Государственной академической капелле.

Картины Репина покажут в Китае

Около 90 картин Ильи Репина из собрания Третьяковской галереи и Русского музея отправились в Национальный музей Китая. Это будет самая масштабная выставка русского художника за рубежом.

Поиск по сайту