Оркестр СОФИЛ Отто Клемперер

Дата публикации: 26 февраля 2022

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Свой собственный оркестр у Московской филармонии появился только в 1928 году. Организатором и директором стал виолончелист квартета Страдивариуса и дирижер Большого театра Виктор Кубацкий, а первое выступление состоялось 16 ноября 1928 года в Большом зале консерватории, под управлением Николая Голованова. Исполнялся Реквием Моцарта.
Энтузиазм участников нового коллектива был велик, к тому же, с оркестром работали выдающиеся дирижеры, как отечественные — Николай Голованов, Вячеслав Сук, Константин Сараджев, Лев Штейнберг, Василий Небольсин, так и зарубежные, которые нередко в те годы приезжали в Москву с гастролями — Эрнест Ансерме, Герман Шерхен, Отто Клемперер.
Еще в 1922 году Советская Россия подписала договор об установлении дипломатических отношений с молодой Веймарской республикой. В результате уже в 20-е годы в страну с гастролями приезжали многие немецкие музыканты. Одним из первых стал дирижер Отто Клемперер. Впервые он выступил в Москве в ноябре 1924 года, и потом приезжал каждый год вплоть до 1929-го. Его первое выступление с оркестром Большого театра (исполнялась Седьмая симфония Бетховена и Скрипичный концерт Брамса) не вызвало большого восторга: одни критики пеняли ему на медленные темпы, другие и вовсе писали, что «дирижирование Клемперера отмечено печатью неврастенических настроений современной Германии».
Второй московский концерт состоялся через две недели, после триумфального выступления в Ленинграде. В программе был Первый Бранденбургский концерт Баха, «Просветленная ночь» Шенберга и Четвертая симфония Брамса. Вид Клемперера за клавесином посреди оркестра очень удивил публику, но, в целом, концерт был встречен восторженно. Изменился и тон прессы: в «Правде» этот вечер назвали исключительным событием, а Шенберга приветствовали как одного из лидеров левого направления западной музыки. Пошли слухи, что с Клемперером ведутся переговоры о назначении его главным дирижером обоих оперных театров — в Москве и Ленинграде. Переговоры успехом не увенчались, но уже в марте 1925 года Клемперер вернулся в СССР для новых концертов.
А в 1929 году Отто Клемперер встретился с новым симфоническим оркестром филармонии. В их совместных концертах звучала музыка Малера, Дебюсси, Яначека, Бетховена и Баха. Вот какой была реакция маэстро на это сотрудничество: «Когда я первый раз услышал оркестр Софила, я тотчас же убедился, что имею перед собой первоклассный оркестр. Качество тона, музыкальная виртуозность и, не в последнюю очередь, вдумчивое отношение, которым отличается оркестр, — все вместе взятое, безусловно, обеспечит оркестру Софила первейшее место в музыкальной жизни Москвы. Для меня всегда будет радостью работать с этим оркестром».
Яркие воспоминания об одном из концертов оставила основательница и директор Детского музыкального театра Наталия Сац, которая в тот приезд дирижера познакомилась с ним лично. Вот как она об этом писала:
«Мы пришли в Большой зал консерватории за полчаса до начала, но дойти до гардероба оказалось совсем не просто. Одиночки и целые группы людей разного возраста с молящим: „Нет ли лишнего билетика?“ — очень затрудняли продвижение по консерваторскому двору. Люди стояли в проходах, в ложах, в дверях. Но вот огромный оркестр занял свои места на эстраде, музыканты захлопали смычками по пультам и устремили глаза на моего вчерашнего знакомого. Ну и рост! Гулливер среди лилипутов. Он повернулся к оркестру и поднял огромные крылья рук. Это была Шестая, „Пасторальная“ симфония Бетховена. Меня поразила звучащая тишина, тончайшие нюансы. Он достигал их, казалось, так просто — мановением руки; все его пальцы, каждый сустав, чудодейственно помогали тончайшему раскрытию партитуры. Минимальные, точные и выразительные жесты только для возникновения звучаний — ничего для публики. Да он о публике вроде бы и совсем забыл. Только когда между частями симфонии раздались аплодисменты, он повернулся один раз с болью на лице, словно сказал: „Не прерывайте, дослушайте до конца, зачем шум, когда музыка только прервана, но не закончена“. Тишина сберегла последние аккорды на несколько мгновений дольше, чем они звучали, услышанное словно выиграло время, чтобы спуститься в память слушателей глубоко, затаиться там надолго.
Но потом, казалось, аплодисментам и вызовам не будет конца… Зал ревел, как буря… Мы ушли после десятого вызова дирижера, когда многие еще оставались в зале — видно, не знали, как вернуться обратно в свои берега».

Последние события

Евгения Лисицына выступит в Кусково

Евгения Лисицына выступит 19 июля на фестивале «Органные вечера в Кусково». Концерт она посвящает творчеству Иоганна Себастьяна Баха, 340-летие которого отмечается в этом году.

Без возрастных ограничений

Шведскому дирижёру Герберту Блумстедту исполнилось 98 лет. Он является старейшим из действующих дирижёров мирового класса.

Гимн юным талантам

«Он перед нами открывает мир, мир счастья, звуков и свершений новых» — эти строки из гимна Конкурса юных вокалистов Елены Образцовой вновь прозвучали 13 июля в Государственной академической капелле.

Поиск по сайту