Зарубежные гастролеры

Дата публикации: 27 февраля 2022

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Старые афиши и газетные рецензии почти вековой давности хранят имена выдающихся музыкантов, которые приезжали в Советскую Россию с гастролями.
Вот, например, знаменитый венгерский скрипач-виртуоз Йожеф Сигети. Он приезжал в Россию еще в 1913 году. Через одиннадцать лет приехал вновь — но уже совсем в другую страну. Во время своего визита в 1924 году поразил слушателей исполнением сочинений Брамса и Баха, а также Первого скрипичного концерта Прокофьева.
В январе 1928 года в СССР с трехнедельными гастролями по приглашению Софила приехал Бела Барток. Его интерес к новой Росси подогревался увлекательными рассказами его венгерских друзей, в том числе Йожефа Сигети. Произведения Бартока здесь хорошо знали — их исполняли и квартет имени Страдивариуса, и Персимфанс, огромный интерес к этой музыке проявляли Мясковский и Шостакович, о Бартоке писали в журнале «Современная музыка». За три недели венгерский музыкант выступил в Ленинграде, Харькове, Одессе и в Москве, где дал единственный свой концерт. В первом отделении он играл собственные переложения сочинений старых итальянских мастеров — Росси, Марчелло, Скарлатти, а также «Эпитафии» Золтана Кодая, второе отделение полностью посвятил своим фортепианным произведениям, наибольший успех имели «Венгерские танцы», «Бурлески» и «Румынские колядки». Концерт прошел с огромным успехом. Позже в своих дневниках Барток писал о необычайном темпераменте советской публики, долго не отпускавшей его со сцены, а в письмах жене подробно описывал зимние пейзажи Москвы и новое строительство, поразившее его своей масштабностью.
А вот гастроли чилийского пианиста Клаудио Аррау, который приехал в Москву после своего триумфа на конкурсе в Женеве, вызвали самые разные оценки и мнения. 3 марта 1929 года с оркестром Софила Аррау исполнил три фортепианных концерта — Второй Шопена, Четвертый Бетховена и Первый Чайковского. Очевидцы отмечали его феноменальную технику, «энергический волевой напор», свободу владения всеми элементами фортепианной игры, красочность палитры, но в этих отзывах слышались и нотки иронии: говорили о формальности его трактовок и нарочитой быстроте темпов.
Чуть раньше, в марте 1926 года по приглашению Росфила в СССР приехал испанский гитарист Андрес Сеговия. Зарубежная пресса ставила его в один ряд с Фрицем Крейслером и Артуром Шнабелем, его роль в истории гитарной музыки сравнивали с ролью Паганини в скрипичном искусстве. В справедливости этих оценок москвичи убедились очень скоро. Первый же его концерт в Малом зале консерватории вызвал такой интерес, что зал просто не вместил всех желающих. Следующие концерты пришлось перенести в Большой зал консерватории и в Колонный зал Дома союзов. Выдающийся советский альтист Вадим Борисовский, побывавший на одном из концертов гитариста, писал: «Раньше я не представлял себе, что гитара может быть столь высоко художественным инструментом. С концерта Сеговия я вышел совершенно потрясенный. Сеговия, этот заслуженный кумир публики, был не просто музыкантом — музыкантов много! Сеговия был явлением, которое нужно ставить в один ряд с Ермоловой, Рахманиновым, Скрябиным, Изаи, Казальсом, Шаляпиным».
Концерты Сеговии имели далеко идущие последствия для нашей музыкальной культуры: после его выступлений интерес к классической шестиструнной гитаре так возрос, что оттеснил русскую семиструнную гитару на второй план, а в музыкальных училищах и отдельных музыкальных вузах были открыты классы гитары.

Последние события

Учреждена Всероссийская джазовая премия

Вручение первой Всероссийской профессиональной джазовой премии пройдёт 27 июля на закрытии II Международного Петербургского джазового фестиваля. Награда предназначена для поддержки молодых музыкантов.

Международный конкурс композиторов проведут в Москве

В столице впервые пройдёт Международный конкурс композиторов, основной этап которого запланирован на 2026 год. Смотр приурочен к 85-летию начала контрнаступления советских войск в битве за Москву.

«Сорочинская ярмарка» в Мариинке

Премьеру оперы Мусоргского «Сорочинская ярмарка» в постановке Ильи Устьянцева представят 25 и 26 июля в Концертном зале Мариинского театра. Показами спектакля завершится 242-й сезон в Мариинке.

Поиск по сайту