Мария и Ольга Бер: «Наша профессия априори творческая…»
Дата публикации: 15 ноября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
О ликах пианизма и концертмейстерского искусства Лилия Виноградова беседует с исполнительным директором Российской гильдии пианистов-концертмейстеров — пианисткой и педагогом Ольгой Бер и ее мамой — профессором РАМ им. Гнесиных Марией Наумовной Бер…
В нынешнем году исполняется пятьдесят лет, как Мария Наумовна Бер начала работать концертмейстером в вокальном классе. «Это оказалась фантастическая любовь всей моей жизни, которая не угасает до сих пор, и, как ни странно, расцветает все больше с каждым днем», — признается пианистка.
За плечами Марии Наумовны сорок лет концертмейстерской практики с вокалистами и двадцать два года преподавательской деятельности — сначала концертмейстерского мастерства и затем камерного пения в вокальном классе.
Свою любовь к камерному пению Мария Наумовна объясняет своей давней увлеченностью театром: «В процессе создания романса я нашла возможность воплотить все свои артистические интересы», — замечает пианистка.
Дипломант всероссийских и международных конкурсов Ольга Бер выбрала путь, отличный от маминого. Она начала преподавать, будучи еще студенткой Государственной классической Академии им. Маймонида. Но благодаря широте музыкальных интересов, не остановилась на работе с вокалистами и в разное время была концертмейстером в хоре, ансамбле народных инструментов, инструментальных классах.
«Профессия концертмейстера предоставляет для пианиста наиболее широкий спектр возможностей самореализации, — отмечает Ольга. — Другое дело, что вопрос трудоустройства для пианистов, даже самых хороших, стоит всегда весьма остро. Если пианист морально не готов играть с кем-то и для кого-то — спуститься на ступеньку ниже своих достижений, то это бывает довольно трагический момент. Возможностей на самом деле много: кто-то уезжает на дальнейшую учебу за границу, другие остаются в России и поступают в аспирантуру, но ничто из этого не гарантирует желанную занятость в будущем. С этой точки зрения работа в различных ансамблях — всё-таки определенный выход из ситуации. Дело в том, что наша профессия априори творческая, и многое зависит в первую очередь от самого человека. Придумывай, создавай, реализуй — этого за тебя никто делать не будет», — заключает пианистка.
В настоящее время Ольга Бер — концертмейстер Московской государственной консерватории и преподаватель концертмейстерского мастерства Музыкального колледжа при консерватории. Однако главным своим детищем она считает Гильдию пианистов-концертмейстеров России, которую вместе с Марией Баранкиной создала в 2003 году. Неудивительно, что бессменным экспертом ежегодной Школы концертмейстерского мастерства, проводимой Гильдией, является Мария Наумовна Бер, которая всецело поддерживает большие начинания дочери.
Последние события
«Горький fest» подвёл итоги
В Нижнем Новгороде завершился IX кинофестиваль «Горький fest». Главный приз получила работа Кирилла Верхозина «Колхандра» — семейная история о девочке, снимающей фильм в деревне с местными детьми.
Путин поздравил с юбилеем композитора Рыбникова
Президент Владимир Путин поздравил композитора, народного артиста России Алексея Рыбникова с 80-летием, отметив, что его по праву считают талантливым и смелым новатором.
Московский детский хор победил на фестивале в Гонконге
Московский детский хор «Весна» принял участие в международном фестивале в Гонконге и победил сразу в двух номинациях — «Детский хор» и «Современная музыка», а также вышел в финал, где взял Гран-при.