«Мы и Запад»: пощечины Артура Лурье

Дата публикации: 4 мая 2015

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Он вошел в историю, как композитор, один из крупнейших представителей музыкального футуризма и русского музыкального авангарда начала ХХ века, а еще он был писателем, теоретиком, критиком и просто изящным денди. Герой программы «Век американской музыки» — еще один незаурядный россиянин, оказавшийся в американском зарубежье…
Человек, о котором идет речь в программе, провел в Штатах последние 25 лет жизни, из своих 74-х. Он оказался в Америке в 1941 году, бежав из оккупированной нацистами Франции. Через шесть лет он получит американское гражданство. Сам же он сетовал, что в Америке он ничего не приобрел, как музыкант, что дороги здесь закрыты для иностранцев, а из всего портфеля его сочинений здесь появилось что-то около трех десятков против семидесяти восьми, написанных в России и Европе. Его музыка в целом была воспитана первыми десятилетиями ХХ века и представляет собой неповторимый синтез атмосферы утонченного Серебряного века с урбанистическим напором авангарда.
Отзывы об этом человеке удивительно разнятся: одни видят в нем гения русской музыки, пусть и непризнанного, другие — великого шарлатан и халтурщика.
Вот, как о нем отозвался однажды Леонид Сабанеев: «Умный и культурный, тонкий эстет, по типу напоминающий литературную передовую богему предреволюционного Петербурга (куда он и относился), он является полным выражением того, что может дать культура и вкус при отсутствии чисто музыкального дара. Его композиции представляются скорее рядом умозаключений и выводов культурного и тонкого человека из окружающих его явлений музыки, чем творчеством в подлинном смысле слова».
А вот, что писала о нашем герое Анна Ахматова (кстати, ее в свое время с ним связывал бурный, пусть и кратковременный роман): «Кажется, что все общество разделилось на две равные части. Первая вставляет его имя в самые блистательные перечисления, говорит о нем слова, или, вернее, сочетания слов, не знающие равных; вторая считает, что из его попыток ничего не вышло… Tertium quid, которое неизбежно образуется при разделе на две равные части, пожимает плечами и — tertium quid всегда отлично воспитан — спрашивает: „Вы уверены, что когда-то был такой композитор?“ — и считает его чем-то вроде поручика Киже».
Сам же этот музыкант находил себя абсолютно новой страницей музыки, оставившей позади всех Скрябиных-Рахманиновых-Стравинских вместе взятых, а во всех своих неудачах спешил видеть других, нежели себя.
Итак, герой нашей программы — композитор, музыкант, эстет и музыкальный критик Артур-Винсент Лурье.

Последние события

На Зальцбургском фестивале дебютируют российские режиссёры

Зальцбургский фестиваль стартовал 18 июля. На одном из важнейших музыкальных смотров Европы дебютируют три российских режиссёра.

Давид Тухманов принимает поздравления

Владимир Путин и Михаил Мишустин поздравили Давида Тухманова с 85-летием. Путин отметил самобытность художественных идей и замыслов маэстро, а Мишустин назвал его выдающимся композитором.

В Карелии завершился фестиваль Ruskeala Symphony

Девятый фестиваль Ruskeala Symphony в Карелии завершился увертюрой Чайковского «1812 год» в исполнении симфонического оркестра Карельской филармонии. Выступление сопровождал фейерверк.

Поиск по сайту