О тебе я пою, или Зачем нужна симфония?

Дата публикации: 3 февраля 2014

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Очередная программа цикла «Век американской музыки» приглашает вас вновь заглянуть в историю музыкальной культуры США ХХ столетия. На этот раз крупным планом — несколько композиторов, которых объединяет один фактор — любовь к жанру симфонии…
Ирина Тушинцева: «Знающие люди могут меня упрекнуть — где связь между академическим жанром симфонии и веселым мюзиклом-сатирой 1931 года братьев Гершвиных на сюжет пьесы Джорджа Кауфмана и Морри Рискинда? Что общего между вполне солидным и респектабельным европейским жанром и легкомысленной квази-опереттой на сюжет о выборах американского президента? Причем этот мюзикл написан в тонусе нескольких „очень“: очень едкий, очень веселый, очень актуальный и т. д. На все это могу возразить: с одной стороны, не будем снобами, и начертим все-таки мостик между Европой и Америкой — тут гораздо больше точек пересечения, нежели противоположностей (как бы ни они старались лет сто назад себя друг другу противопоставлять). А с другой стороны — все совсем просто: мюзикл Гершвиных об Америке — о стране с ее достоинствами и недостатками. Несмотря на всю сатиру, в конце мюзикла исполняется центральная песня „Of Thee I Sing“ — „О тебе я пою“: о стране (пользуясь текстом известного хита советской эпохи, „до самых до окраин, с южных гор до северных морей — я другой такой страны не знаю…“ и т. д.). Песня Гершвиных приблизительно о том же — лишь с легким добавлением в конце каждого стиха „baby“: „О тебе пою, малышка“, — что, несомненно, добавляет песне известную долю иронии.
Собственно, вспоминаю обо всем этом только по одной причине: симфония в Америке всегда писалась приблизительно о том же; во всяком случае, в момент большой моды на этот жанр — где-то с 1920-х годов и до послевоенных десятилетий…»
О том, как изменились представления о симфонии с тех пор, и какой запомнилась симфония в период своего расцвета в Америке, говорим с Ириной Тушинцевой в программе «Век американской музыки».
В передаче звучит музыка Чарльза Айвза, Лу Хариссона, Вирджила Томсона, Аарона Копленда, Роя Харриса, Уолтера Пистона, Джорджа Антейла и Филипа Гласса.

Последние события

«Горький fest» подвёл итоги

В Нижнем Новгороде завершился IX кинофестиваль «Горький fest». Главный приз получила работа Кирилла Верхозина «Колхандра» — семейная история о девочке, снимающей фильм в деревне с местными детьми.

Путин поздравил с юбилеем композитора Рыбникова

Президент Владимир Путин поздравил композитора, народного артиста России Алексея Рыбникова с 80-летием, отметив, что его по праву считают талантливым и смелым новатором.

Московский детский хор победил на фестивале в Гонконге

Московский детский хор «Весна» принял участие в международном фестивале в Гонконге и победил сразу в двух номинациях — «Детский хор» и «Современная музыка», а также вышел в финал, где взял Гран-при.

Поиск по сайту