Иветт Шовире — «этуаль» французского балета

Дата публикации: 9 декабря 2013

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Илзе Лиепа открывает рассказ о легендарной французской балерине — несравненной «этуаль» и многолетней приме Парижской оперы Иветт Шовире…
Она начала свою танцевальную карьеру в 1933 году и первую большую известность получила в постановках знаменитой звезды дягилевских сезонов Сержа Лифаря, возглавившего к тому времени балетную труппу «Гранд-Опера». Почувствовав новую пластику, предлагаемую Лифарем, Иветт Шовире заняла место примадонны в его спектаклях. Впоследствии о ней скажут, как о балерине, «сотворенной Лифарем».
В 1941 году она достигла высшего звания французского балета, став одной из самых заметных «этуаль» послевоенной эпохи. В своей книге балетный критик Вадим Гаевский пишет: «Как художник, как личность, Иветт Шовире — явление французского театра 40-50-х годов. Она преобразила традиционный исполнительский стиль. Блеск виртуозности она дополнила драматической патетикой жеста. Она внесла в балет интеллектуальную проблематику середины века. И она же вернула балету переживание, придав дистиллированному неоклассицизму Сержа Лифаря сладость и горечь французской мелодрамы».
Главной партией и сценическим талисманом в карьере великой балерины стала роль Жизель, где ее Альбертами в разное время были выдающиеся танцовщики балета — Эрик Брун, Мишель Рено, Юрий Алгаров, Рудольф Нуриев, Марис Лиепа.
Впечатления об Иветт Шовире в семье Лиепа овеяны личными воспоминаниями и встречами с выдающейся балериной.
«Мне посчастливилось встречаться с мадам Шовире в Париже, — рассказывает Илзе Лиепа. — Это был концерт звезд русского балета на сцене зала ЮНЕСКО, в котором я танцевала „Умирающего лебедя“ в редакции Иветт Шовире. Мой отец считал эту версию одной из самых выдающихся. В отличие от того варианта, который танцевала Майя Плисецкая, „Лебедь“ Иветт Шовире очень трогателен. Во всей миниатюре — безупречная концепция и драматургия: всё понятно, всё очень просто, но вместе с тем и очень наполнено. После концерта она подошла к нам — удивительная женщина, элегантно одетая, ее лицо было по-прежнему красиво и благородно. Она танцевала с моим отцом в „Жизели“, видела на сцене Андриса. В тот день мне было чрезвычайно приятно получить ее милостивую оценку моего выступления…»

Последние события

На прогулку по Арбату

Новую интерактивную экскурсию подготовили для гостей фестиваля «Усадьбы Москвы». Маршрут пролегает через Дом Пашкова, Мемориальную квартиру Пушкина, Мемориальный музей Скрябина и другие локации.

Биеннале современного искусства открылась в Чувашии

Вторая Чувашская биеннале современного искусства стартовала 19 июля в Чебоксарах. Тема этого года — «Дом о семи крыльях» — затрагивает фундаментальные аспекты понятия дома в культуре региона.

Фестиваль «Трость. Цилиндр. Эпатаж» посвятили Есенину и Мариенгофу

Литературно-музыкальный фестиваль «Трость. Цилиндр. Эпатаж» проходит 19 июля в Парке героев-пожарных Петербурга. Главной темой стали истории жизни и творчества Сергея Есенина и Анатолия Мариенгофа.

Поиск по сайту