Дарственные надписи Николая Римского-Корсакова

Дата публикации: 25 сентября 2022

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Николай Андреевич Римский-Корсаков был щедр на посвящения и дарственные надписи своим коллегам, ученикам, друзьям и знакомым. В музейной коллекции мы находим много тому подтверждений. Так, рукописную партитуру пьесы для симфонического оркестра «Сказка» композитор подарил одному из своих ближайших московских друзей с надписью: «Милейшему Семёну Николаевичу Кругликову сию рукопись даю на память. Римский-Корсаков. 2 июля 1881 года. Москва». В собрании печатных нот имеется издание шести романсов композитора; один из них — «В порыве нежности сердечной» — посвящён тому же Семёну Кругликову. На обложке композитор написал: «Посвятил Семёну Николаевичу романс „В порыве нежности сердечной“, но чувствую к нему нежность не порывистую, а постоянную и неизменную, потому что он добрейший и милейший. 17 января 1883 года».
Кругликов, известный журналист и музыкальный критик, в свое время окончил в Санкт-Петербурге Институт путей сообщения и одновременно изучал в консерватории теорию музыки у Римского-Корсакова. Кругликов был хорошо знаком со многими композиторами и артистами. Василий Калинников посвятил ему свою Первую симфонию, а сам он вместе с Сергеем Рахманиновым был шафером на свадьбе Фёдора Шаляпина. Кругликов преподавал в разных музыкальных заведениях, был директором Московского музыкального училища и Синодального училища.
Семён Кругликов входил в круг ближайших друзей Римского-Корсакова. Он хорошо знал русские песни; композитор записал некоторые из них с его голоса и включил их в свой сборник народных песен.
Римский-Корсаков делился с другом самым сокровенным: писал о тяготах службы в Капелле (вот цитата: «мне всё противно в этой капелле, то есть её порядки и беспорядки. Я там не ко двору»), сообщал о моментах творческой депрессии, когда в «в голове торричеллиевая пустота» — выражение самого Римского-Корсакова. Но гораздо чаще композитор писал Кругликову об успехах — своих и своих коллег: «Представьте себе, партитура „Тамары“ Балакирева кончена и переплетена. Вот так радостное событие» или: «Инструментовал начерно две части своего русского квартета». В период кропотливой работы над завершением и редакцией незаконченных сочинений Мусоргского композитор шутливо признавался Кругликову: «Мне кажется, что меня даже зовут Модест Петрович, а не Николай Андреевич, и что я сочинил „Хованщину“».
Именно благодаря Семёну Кругликову, музыкальному консультанту Московской частной оперы Мамонтова, москвичи в 1897 году впервые услышали новую оперу Римского-Корсакова «Садко», которую отвергли Императорские театры. И хотя постановка была осуществлена «на скорую руку», репетиций было мало, хоровые партии не доучены, опера имела громадный успех.
Благодаря дарственным надписям и посвящениям мы знакомимся с окружением композитора, многое узнаём о его жизни и творчестве.
Ценные автографы и нотные издания — это живая история музыки.
Н. Ю. Тартаковская

Последние события

Театр «Эрмитаж» отреставрируют

Московский театр «Эрмитаж» отреставрируют. Зданию вернут исторический облик. Будут восстановлены утраченные архитектурные элементы, также отмечается, что улучшат безопасность посетителей.

Валерий Гергиев выступит на открытии конкурса Хиблы Герзмава

Валерий Гергиев примет участие в концерте-открытии Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава 14 января в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко.

Органные концерты в Красноярской филармонии

Серия органных концертов пройдёт в Красноярской филармонии с 13 по 27 февраля. Особенностью проекта станет дуэтное исполнение.