Табула третья. Гуру
Дата публикации: 24 сентября 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Старая пожелтевшая фотография начала прошлого века. На ней пожилой красавец с чеканным профилем, огромным выпуклым лбом и окладистой седой бородой. Рядом с ним молодой мужчина неприметной наружности испуганно смотрит в объектив. У него набриолиненные по моде волосы, большой нос, длинное худощавое лицо и смешные усики. Это Игорь Стравинский и Николай Андреевич Римский-Корсаков. Великовозрастный ученик и великий учитель.
Стравинский попал к главе петербургской композиторской школы по протекции своего университетского товарища, тот оказался одним из сыновей мэтра. До сих пор не ясно, почему настойчивый борец с дилетанщиной, профессор столичной консерватории, стоявший у её истоков, отсоветовал поступать в альма-матер. Не увидел в Стравинском особых способностей или наоборот, разочаровался в системе обучения, которая нивелирует талант самородка?

Мастер научил его всему: уважать полифонию, грамотно использовать фольклор, энергию ритма и главное, понимать природу оркестра. Уроки продолжались несколько лет по два раза в неделю, причем, совершенно бесплатно. После них хлебосольный хозяин приглашал отобедать по-семейному, за большим круглым столом.
Ученик полюбил учителя, как отца, и подражал ему даже в мелочах. Привычка сочинять за роялем, носить каракулевую шубу и две пары очков на голове — это всё от него, от Римского-Корсакова. И каково же было удивление, когда выяснилось, что гуру ни разу не упомянул фамилию Стравинского в своих воспоминаниях — знаменитой «Летописи музыкальной жизни»! Как будто не было ни «Фантастического скерцо», написанного под его руководством, ни Первой симфонии, ни удачной Фантазии «Фейерверк». Эта обида останется в сердце на всю жизнь. В известных «Диалогах с Крафтом» Стравинский будет весьма жестко критиковать учителя, его консерватизм и даже намекать на непродуктивность занятий, а параллельно искать ответы на мучительный вопрос: почему в «Летописи» не оказалось его фамилии?
Но в далёком 1908-м, когда Римского-Корсакова не станет, он напишет «Погребальную песнь». Партитура исчезнет в вихре революции, а спустя век её обнаружат в архивах Петербургской консерватории. Это музыка боли и отчаяния. После неё творчество Игоря Стравинского уже никогда не будет исповедальным.
Последние события
В Карелии завершился фестиваль Ruskeala Symphony
Девятый фестиваль Ruskeala Symphony в Карелии завершился увертюрой Чайковского «1812 год» в исполнении симфонического оркестра Карельской филармонии. Выступление сопровождал фейерверк.
Давиду Тухманову — 85!
Песней «День Победы» он навсегда вписал своё имя в историю отечественной музыки. Но на его счету ещё сотни замечательных произведений. 20 июля исполняется 85 лет народному артисту РФ Давиду Тухманову!
Известные музыканты сыграют на концертах «Культурного города»
Смотр «Культурный город» начнётся 1 августа в парке «Зарядье». Там состоятся фестиваль юношеских оркестров мира, концерты «Орган сквозь время» и многое другое. Вход свободный.