Антон Батагов: «Чтобы музыка стала актуальной, необходимо пережить её как нечто актуальное…»

Дата публикации: 11 декабря 2013

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В российском музыкальном пространстве композитора и пианиста Антона Батагова знают как одного из самых «умных и тонких» минималистов современности, нестандартного интерпретатора музыки Баха и убежденного адепта философии буддизма. О том, как происходила его трансформация от авангарда к медитации, композитор поведал в программе «Актуальная музыка»…
«Медитативное путешествие. В нем нет „классики“, „старинной“ и „современной“ музыки. Вся музыка, через которую проложен маршрут, актуальна здесь и сейчас. Она современна. Неважно, в каком году и столетии она была написана. Выясняется, что люди, жившие на огромном временном расстоянии друг от друга, говорят на одном языке об одном и том же. Это путешествие — не музей музыки, где ничего нельзя трогать. Играя это сегодня, я обращаюсь к тем, кто без предрассудков и заранее заготовленных ожиданий и концепций может просто сесть и раствориться в потоке звука. Этот поток проходит через каждого из нас».
Антон Батагов
Каждый новый опус и сценические выступления Антона Батагова становятся знаковыми событиями международной концертной жизни. Его дебютный диск «Двадцать взглядов на Младенца-Иисуса» сразу же стал сенсацией. А о записи «Искусства фуги» Баха, сделанной в 1993 году, знаменитый американский музыковед Ричард Костеланец написал: «Это самая потрясающая интерпретация Баха со времен Гульда». В конце 80-х годов Батагов начал пропагандировать русскую музыку за пределами России, а музыку западных композиторов — на своей родине, став первым исполнителем в нашей стране произведений Филипа Гласса, Стива Райха, Мортона Фелдмана, Джона Кейджа. По его инициативе рождались первые сезоны легендарного фестиваля «Альтернатива», арт-директором которого он оставался с 1989 по 1996 год.
С 1997 года музыкант принципиально отказался от всяческих публичных выступлений, полностью посвятив свое творчество осмыслению тибетского буддизма, который к тому времени практиковал на протяжении нескольких лет. Его вновь начали сравнивать с Гленом Гульдом — на этот раз за студийное затворничество. В 2009 году Батагов возобновил свои концертные выступления. В рецензии на его первый концерт после двенадцатилетней отчужденности критик Зак Карстенсен (The Gathering Note) писал: «Он, безусловно, переворачивает наши представления о том, что такое концерт фортепианной музыки».
Особая страница в творчестве композитора — музыка для кино и телевидения. Антон Батагов — создатель музыкального оформления крупнейших российских телеканалов («Культура», НТВ, РТР и др.), а также автор музыки к ряду кинофильмов, в том числе к пяти картинам Ивана Дыховичного. По мнению легендарного нью-йоркского продюсера и музыковеда Джона Шейфера (WNYC), «Киномузыка Антона Батагова — это переживание, способное изменить жизнь».
С начала 2000-х годов Антона Батагова воспринимают уже не только как продолжателя постминималистской традиции, но и как совершенно уникального музыканта, авторский взгляд и духовный опыт которого неповторимы. За искусное сочетание различных пластов звуковой культуры — от музицирования в буддистских ритуальных традициях до спонтанной импровизации, рока и виртуальных технологий авторитетный критик Марк Свед (Los Angeles Times) удостоил российского композитора эпитета «русский Терри Райли».
В 2013 году Антон Батагов представил два новых диска — фортепианный цикл «Избранные письма Сергея Рахманинова», где от лица русского классика он обращается к композиторам-постмодернистам, и совместный альбом с тибетской певицей Юнчен Лхамо, запись которого представляет собой уникальную импровизацию «с одного дубля».

Последние события

На прогулку по Арбату

Новую интерактивную экскурсию подготовили для гостей фестиваля «Усадьбы Москвы». Маршрут пролегает через Дом Пашкова, Мемориальную квартиру Пушкина, Мемориальный музей Скрябина и другие локации.

Биеннале современного искусства открылась в Чувашии

Вторая Чувашская биеннале современного искусства стартовала 19 июля в Чебоксарах. Тема этого года — «Дом о семи крыльях» — затрагивает фундаментальные аспекты понятия дома в культуре региона.

Фестиваль «Трость. Цилиндр. Эпатаж» посвятили Есенину и Мариенгофу

Литературно-музыкальный фестиваль «Трость. Цилиндр. Эпатаж» проходит 19 июля в Парке героев-пожарных Петербурга. Главной темой стали истории жизни и творчества Сергея Есенина и Анатолия Мариенгофа.

Поиск по сайту