Магия Ларса фон Триера
Дата публикации: 29 сентября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Мифологическое сознание Вагнера, коллективное бессознательное Юнга, просветленность Тарковского и шаманизм Гитлера… Авторы программы «Лабиринты» размышляют о творчестве одного из крупнейших кинорежиссеров современности, автора чарующей «Меланхолии» и леденящего кровь «Антихриста» — провокатора и философа Ларса фон Триера…
Сегодня все с трепетом и легким ужасом ждут новой картины эксцентричного датского режиссера — «Нимфоманка». В 2011 году весь кинематографический мир обсуждал «Меланхолию». Исключительной красоты видеоряд здесь выстроен под музыку Рихарда Вагнера: за кадром звучат увертюры из оперы «Тристана и Изольда». Помимо чистоты и совершенства художественной формы, критики отмечали необычайное слияние зрительных образов и музыкального наполнения — проявившуюся зримость музыки Вагнера. Сам же фон Триер утверждал, что в его понимании это опера о внутреннем очищении через боль и смерть, а меланхолию трактовал как «чувство сладостной боли, подобное любви».
О том, каким образом вагнеровские лейтмотивы связаны с космогонией Ницше и древне-германской мифологией, и почему не стоит бояться Апокалипсиса, в программе «Лабиринты» размышляет профессор Евгений Жаринов.
Евгений Жаринов: «Ларс фон Триер — датчанин и он принадлежит к северной европейской культуре. В этом смысле он вписывается в общий контекст германо-скандинавского коллективного бессознательного, которое в свое время чрезвычайно изменило и обогатило весь культурный мир Европы. У этого феномена, правда, есть одна специфическая особенность, которая выражается в концепции добровольного стремления к смерти, на протяжении многих столетий определявшей все германо-скандинавские племена. Это придавало им, по Гумилеву, такую пассионарность, что малым числом они терроризировали и подчиняли себе всю средневековую Европу. Существовал даже так называемый День Германии в Европе, о котором столько писал Вагнер и так мечтал Гитлер. Добровольное стремление к смерти придает всему явлению германо-скандинавского коллективного бессознательного особое очарование и ни с чем несравнимый трагизм. То же самое мы наблюдаем и в картине Ларса фон Триера „Меланхолия“, где центральной становится идея бракосочетания жизни и смерти — на космическом уровне между планетой Земля и планетой Меланхолия, которые тянутся друг к другу, словно Тристан и Изольда…»
Последние события
«Муравейное братство» на родине Толстого
В музее-усадьбе Толстого «Ясная Поляна» прошли летние сборы детского межрегионального общественного движения «Муравейное братство». Его работа основана на идеях писателя.
Аэропорт Кишинёва переименуют
Международный аэропорт Кишинева будет носить имя композитора Евгения Доги. Такое решение на заседании в среду единогласно приняло правительство Молдавии.
«Питер FM» ждёт продолжение
У фильма Оксаны Бычковой «Питер FM», который был снят почти 20 лет назад, появится продолжение. Сиквел будет называться «Питер, любовь моя», в нём вновь снимутся Евгений Цыганов и Екатерина Федулова.