Лермонтов: 200 лет

Дата публикации: 19 октября 2014

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В год 200-летия Михаила Юрьевича Лермонтова авторы программы «Лабиринты» вновь обращаются к личности великого писателя, поэта и романтика…
Евгений Жаринов: «Лермонтов был стопроцентный романтик. Когда его в школьной практике пытались сделать реалистом (идея лишнего человека, Печорин и т. д.), это было немного не про него. Роман „Герой нашего времени“ тоже явление, в общем-то, романтическое, напрямую связанное с Альфредом де Мюссе и традициями французского „неистового“ романа. Когда я говорю о романтике Лермонтове, я тут же вспоминаю, что романтизм в Россию пришел из Германии. С немецкой стороны на русский романтизм оказал влияние Гофман (который, кстати, был прекрасным музыкантом и композитором), а с английской — Вальтер Скотт. Но именно у немецких романтиков была разработана целая теория музыки как философского вида искусства. Напитавшись этих романтических идей, подобная музыкальность будет присуща Лермонтову практически во всех его произведениях. В том же самом романе „Герой нашего времени“ в части „Тамань“ — посмотрите, как много тут оперного: когда происходит первое знакомство Печорина с девушкой-контрабандисткой, которую он называет „моя ундина“, прямо как будто по законам романтической оперы. Эта „ундина“ стоит на крыше хаты, смотрит далеко в Керченский пролив и поет при солнечном свете. И эта песня подобна арии, а в качестве театральной декорации ей служит Керченский пролив; это и есть чуткое определение того, что Печорин называет „моя ундина“. Мы видим, что Печорин явно посещал оперу, он вхож в петербургскую оперную тусовку, и мы видим, как он проецирует свои впечатления театральной столичной жизни на окружающую его грязную Тамань».
«Невозможно представить себе романтизм без инфернальных влияний», — говорит Евгений Жаринов. В романтические декорации, по мнению профессора, облачены многие произведения русского классика. Вместе с ним разгадываем «тайну Печорина», ищем зашифрованного «Фауста» и читаем «симфонические» стихи Лермонтова…

Последние события

Джазовый фестиваль Бутмана в Петербурге

II Санкт-Петербургский международный джазовый фестиваль под руководством Игоря Бутмана пройдёт с 21 по 27 июля. В концертах смотра выступят более 600 артистов.

«Чиполлино» едет в Геленджик

Гастроли Большого театра с детским балетом «Чиполлино» пройдут 23 и 24 июля на сцене «Геленджик Арена». Спектакль Карена Хачатуряна станет специальным событием фестиваля «Сезоны».

Летние гастроли балетной труппы Приморской сцены Мариинки

Новый сезон коллектив Приморской сцены Мариинского театра традиционно открывает на гастролях в Петербурге. Гости представят балеты «Щелкунчик», «Корсар», «Жизель» и «Тысяча и одна ночь».

Поиск по сайту