Клавишные гусли конструкции Николая Фомина

Дата публикации: 12 марта 2023

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В экспозиции Музея музыки демонстрируются клавишные гусли конструкции Николая Петровича Фомина.
Создание Великорусского оркестра связывают с именем Василия Васильевича Андреева. Но был еще один человек, сыгравший ключевую роль в создании этого уникального коллектива. Увы, его имя до сих пор во многом остается в тени — это Николай Фомин. Андреев, при всей своей увлеченности и прекрасных организаторских способностях, был музыкантом-самоучкой, не знавшим даже нотной грамоты. Фомин же был настоящим профессионалом — он окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции у Николая Римского-Корсакова, обучался дирижированию у Антона Рубинштейна. Впоследствии Фомин сам стал профессором этой консерватории.
В 1888 году Николай Петрович присутствовал на концерте «Кружка любителей игры на балалайках». Как он писал в своей автобиографии, на него «произвела глубокое впечатление оригинально красивая новизна звучности инструментов, удивительная сыгранность ансамбля, четкая ритмичность и тонкая нюансировка». Со следующего года Фомин стал сотрудничать с этим коллективом. Он «занялся изысканием в области народных инструментов и установлением их строя; таким образом, явились новые колоритные элементы в виде оркестровых разновидностей домр, гуслей, свирели, брёлки и ударных инструментов». В Музее музыки хранятся оркестровые гусли работы Фомина — пикколо, прима, альт и бас.
В 1914 году специально для Великорусского оркестра Николай Петрович сконструировал клавишные гусли диапазоном пять октав с хроматическим строем и усиленной динамикой.
Предшественником инструмента можно считать прямоугольные гусли, которые появились в России еще в начале XVII века. Из-за сложности конструкции и изготовления, они получили распространение в дворянских усадьбах, в домах богатых горожан и даже при царском дворе. Эти гусли имели от 55-ти до 66-ти струн. Звукоряд был диатоническим, позднее он стал хроматическим. В конце XVIII — начале XIX века прямоугольные гусли успешно конкурировали в России с иноземными клавикордом и спинетом.
Клавишные гусли Фомина имеют клавиатуру фортепианного образца диапазоном в одну октаву. При нажатии на клавиши одноименные струны во всех регистрах освобождаются от демпферов и становятся готовыми к звучанию. Одной рукой исполнитель набирает на клавиатуре любой аккорд, а другой проводит по струнам плектром из твердой кожи. Особенно эффектными получаются на этих гуслях «всплески» арпеджированных аккордов.
Клавишные гусли, наряду с обычными, входят в состав современных народных оркестров.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Е. Б. Сигейкина

Последние события

Давиду Тухманову — 85!

Песней «День Победы» он навсегда вписал своё имя в историю отечественной музыки. Но на его счету ещё сотни замечательных произведений. 20 июля исполняется 85 лет народному артисту РФ Давиду Тухманову!

Известные музыканты сыграют на концертах «Культурного города»

Смотр «Культурный город» начнётся 1 августа в парке «Зарядье». Там состоятся фестиваль юношеских оркестров мира, концерты «Орган сквозь время» и многое другое. Вход свободный.

Театр на Таганке объявил планы на сезон

Театр на Таганке открывает 62-й сезон в открытом море. С 19 по 26 июля на сцене круизного лайнера, который совершает рейс по городам Турции, покажут спектакли «Чёрная курица» и «Варшавская мелодия».

Поиск по сайту