Кантеле
Дата публикации: 2 июля 2025
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В коллекции Музея музыки собрано 12 редких струнных инструментов северных народов — кантеле; из них 9 карельских и 3 финских. Поступили они в разное время и из разных организаций: Московской консерватории, Государственного института музыкальной науки; Всесоюзного Дома народного творчества и Министерства просвещения Финляндии.
В постоянной экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира» демонстрируется самый старший инструмент этого семейства из музейного собрания — карельский десятиструнный кантеле работы неизвестного мастера 1880-х годов. Это инструмент типа русских гуслей. При игре его держали на коленях, играли соло или аккомпанировали пению.

Происхождение кантеле поэтично описывается в рунах знаменитого карело-финского эпоса «Калевала», изданного в 1835 году финским ученым-фольклористом Элиасом Лённротом. Легендарный герой эпоса, старец-волшебник Вяйнямёйнен, изготовил корпус кантеле из костей рыбы, а струны — из конского волоса. Только старец мог извлекать из кантеле завораживающие звуки, от которых слезы выступали на глазах, «и все живущие в воздухе, на земле и в море», птицы, рыбы и животные собирались послушать его игру, и, ликуя, восторгались».
Слово «кантеле» заимствовано из языков древних прибалтов, и вероятно, происходит от слов «канси» — крышка, «канта» — носить или «канто» — пень.
Народные кантеле в деревнях Карелии имели от 5 до 24 струн. У старинных кантеле струны были жильные, на более поздних инструментах струны металлические. У ранних кантеле корпус выдалбливали снизу и не закрывали. Позже корпус стали выдалбливать сверху и закрывать декой, в ней вырезали резонаторные отверстия в виде кружков, треугольников, крестиков. Позже корпуса кантеле стали склеивать из досок ольхи, ели, сосны или березы.
Долгое время кантеле оставался инструментом с диатоническим строем. На нём воспроизводили лишь определённые наигрыши.
Однако в 1920-е — 30-е годы Виктор Пантелеймонович Гудков — поэт, композитор, этнограф, ученый-фольклорист — решил подхватить идею Василия Андреева: возродить старинные народные инструменты. Гудков усовершенствовал кантеле и создал семейство хроматических инструментов. Благодаря усилиям Гудкова в Карелии появился уникальный фольклорный коллектив, который в 1936 году был преобразован в Государственный национальный ансамбль песни и пляски «Кантеле».
Одна из жемчужин коллекции Музея — семейство кантеле разного диапазона: пикколо, прима, баритон и бас. Все они имеют по 25 струн. Виктор Гудков изготовил их в Петрозаводске в 1930-е годы.

Редкие инструменты — это живая история музыки.
Н. В. Милешина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.(открывается в новом окне)
Последние события
«Вселенная Рахманинова» на Арбате
Уличная выставка, которую открыли на Арбате в дни проведения II Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижёров имени Рахманинова, продолжит свою работу до 15 июля.
Рождество в июле
Свидание с «Щелкунчиком» — заветная мечта взрослых и детей. Встречу с рождественской сказкой Чайковского дарят зрителям Симфонический оркестр радио «Орфей» и театр «Кремлёвский балет».
Магия камерной музыки
Новый музыкальный фестиваль «Лето в Усадьбе Прове-Калиш» открывается в одном из самых красивых особняков Москвы. 4 июля выступит пианистка и скрипачка Мария Андреева.