«Вишнёвый сад»

Дата публикации: 1 июля 2023

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Мастерской Петра Фоменко под занавес театрального сезона выпустили премьеру «Вишнёвого сада». Брать в репертуар название из школьной программы, пьесу «заученную вхруст», если воспользоваться словами Мандельштама, можно в двух случаях, во всяком случае сразу на ум приходят две причины: первая — когда театр понимает, что школьники — последняя и единственная надежда поправить дела с плохой заполняемостью зала, вторая — когда появляется режиссёр, обнаруживший в пьесе много новых смыслов, а в хрестоматийных героях — никем ранее не замеченные мысли и чувства, и терпеть у него больше нету сил. Тогда точно надо ставить. И уже неважно, что это — «Гамлет» или «Вишнёвый сад».
У «Мастерской Петра Фоменко» проблем с посещаемостью и продажами нет совсем, с момента своего рождения и до сих пор, то есть 30 лет уже посетить спектакль «фоменок» — бон тон, знак принадлежности к кругу людей образованных, интеллигентных и светских. Значит, причина в другом.
«Вишнёвый сад»
За постановку «Вишнёвого сада» взялся однокурсник первого поколения фоменок, ученик Петра Наумовича Иван Поповски, с которым связано несколько лучших страниц из истории театра — от студенческого «Приключения» по драматической поэме Марины Цветаевой до недавнего «Сна в летнюю ночь»… В его случае от спектакля ждёшь изобретательной актёрской игры при абсолютном взаимопонимании режиссёра и актёрской компании, именно компании, и такого же привычного, важного для него самого уважения к тексту. Поповски обычно выбирает тексты, которые вызывают его искренний интерес.
В части уважительного отношения к тексту ожидания в целом оправдались. Кое-какие сокращения режиссёр себе позволил, а иногда, кажется, сами актёры позволяют себе некоторую свободу, располагаясь в пространстве чеховских монологов, переставляя слова местами. Но чтобы это заметить надо подобно героям-меломанам Санаева и Алисовой из кинокомедии «Ширли-мырли», сидеть с партитурой, а в данном случае с текстом в руках и сверять строчку за строчкой, чего, конечно, нормальный зритель делать не станет.
Другое дело — понять, что же именно заставило известного и талантливого постановщика взяться за «Вишнёвый сад» — в этом году, в этом театре, с этими, хорошо ему известными артистами, где, к примеру, Кирилл Пирогов — заслуженный артист России и руководитель актерской мастерской в Театральном институте имени Щукина, сам — человек ещё молодой, духом уж точно, играет старого Фирса, а Карэн Бадалов — замечательный артист из первого поколения «Мастерской…» и тоже, конечно, заслуженный, выходит всего на несколько минут в роли Прохожего, под занавес первого акта.
…Когда так много слов произносится вокруг да около, когда рецензент, как я сейчас, топчется на месте, не решаясь начать разговор по существу, дело, скорее всего в том, что уважения к режиссёру и театру — как говорится, полная чаша, а вот впечатления от премьеры — неоднозначные. Так и есть. Честно говоря, пока не очень понятно, что же именно заставило Поповского взяться за «Вишнёвый сад». Почтение к тексту чувствуется в каждом жесте, но почтение — плохой помощник для режиссёра.
Тем не менее: когда новый спектакль по уже измученной сотнями интерпретаций пьесе позволяет увидеть в ней что-то новое, до сих пор незамеченное, — это уже вызывает чувство глубокой благодарности. И Поповски одно такое важное открытие в чеховской пьесе делает. Принято считать Гаева болтуном и пустомелей, который говорит, говорит — про столетний шкаф, про прежние годы, которые принято бранить, фантазирует без умолку. А в спектакле Поповского становится очевидно, что Раневская — такая же бессмысленная болтунья, которая не задумывается о происходящем, не хочет ни о чем думать всерьёз, на пороге нищеты сорит деньгами, а в финале — фактически обирает собственную дочь. Приёмную дочь Варю бросает, старого слугу Фирса забывает в заколоченном доме. Ничем не лучше Гаева, а может, и хуже него. Невесёлое, конечно, открытие. Но это — открытие; у Чехова именно так и написано, а прочитал это первым Иван Поповски, за что ему — спасибо.

Последние события

Вокалисты ансамбля Arielle — главные «Голоса Родины»

Подведены итоги конкурса «Голоса Родины». Главную награду получила песня «Россия» в исполнении ансамбля Arielle под руководством дирижёра Эльмиры Дадашевой.

«Девушки, уймите вашу мать!»

Зрители назвали любимые роли Людмилы Гурченко. 12 ноября исполняется 90 лет со дня рождения народной артистки СССР. На первом месте роль Раисы Захаровны из комедии «Любовь и голуби».

Конкурс «Партитура» пройдёт в 2026 году

IV Всероссийский конкурс молодых композиторов «Партитура» стал победителем грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ). «Партитура» пройдёт в 2026 году.

Поиск по сайту