Дебют Фёдора Шаляпина
Дата публикации: 16 марта 2020
16 марта 1831 года в Париже был опубликовано произведение, подарившее вторую жизнь памятнику средневековой архитектуры. Виктор Гюго назвал свой роман именем главного героя — «Собор Парижской Богоматери». Дочь писателя, Адель Гюго описала, как отец начал работать над книгой: «Он купил себе бутылку чернил и огромную фуфайку из серой шерсти, запер на замок свое платье, чтобы не поддаться искушению выйти на улицу, и вошел в свой роман, как в тюрьму». Сам Нотр-Дам де Пари к тому времени обветшал и был разграблен. Его то собирались модернизировать, а то и вовсе сносить. Роман Гюго невероятным образом отозвался в обществе. Был создан специальный комитет, который организовал сбор пожертвований на реставрацию. Через десять лет начались восстановительные работы: мастерам предстояло максимально приблизить Собор Парижской богоматери к его первоначальному облику. Произведение Виктора Гюго не потерялось в веках: его перевели на множество языков, экранизировали, использовали сюжет для оперы, балета и мюзикла.
16 марта 1901 года. Миланские газеты настаивали: »Запишем эту дату золотыми буквами». В этот день на сцене «Ла Скала» дебютировал Федор Шаляпин. Годом ранее предприимчивый директор тетра Джулио Гатти-Казацца решил вернуть к жизни оперу Арриго Бойто «Мефистофель». Партии Фауста и Маргариты он отдал молодым итальянцам: Энрико Карузо и Эмме Карелли, а воплощение демона решил поручить малоизвестному тогда русскому басу Федору Шаляпину. Тот был ошеломлен предложением и даже посчитал его розыгрышем. Чтобы убедиться в своей правоте и получить из Италии отказ, Федор Иванович запросил баснословный гонорар. В ответ пришел подписанный контракт: 15 тысяч франков за десять выступлений. Все лето певец провел в компании Сергея Рахманинова, разучивая партию и улучшая свой итальянский. Триумф Шаляпина был безусловным, овации начались еще с пролога. Пресса единодушно рассыпалась в комплиментах шаляпинскому Мефистофелю, а местные клакеры обязались и впредь хлопать русскому исполнителю бесплатно.
16 марта 1930 года в Москве в Театре имени Мейрхольда состоялось премьерное представление «Бани» Владимира Маяковского. «Драма в шести действиях с цирком и фейерверком» — так определил жанр произведения сам автор. Главный пролетарский поэт написал пьесу по заказу главного советского театрального авангардиста, и обличал в ней бюрократизм и приспособленчество. Мейерхольд к тому времени уже серьезно раздражал власти остросатирическими постановками. Пьеса Маяковского подняла волну в прессе еще до премьеры: бюрократы настаивали на том, что бюрократизм уже не актуален. Результат очевиден: «Баню» запретили не только Мейерхольду, но и всем советским театрам. Пьесу вернули советским людям лишь в 1950 году.
Последние события
Мечты сбываются
78-летний предприниматель из Торонто Мэндл Чанг смог осуществить свою мечту. Он встал за дирижёрский пульт Симфонического оркестра Торонто, который исполнил Вторую симфонию Малера «Воскресение».
Не стало Леонида Смирнова
Не стало главного дирижёра оркестра ансамбля «Березка» Леонида Смирнова. Народный артист РФ ушёл из жизни в возрасте 85 лет после продолжительной болезни.
Курс на семейные ценности
Музыкальный марафон «Русский Парнас», приуроченный ко Дню семьи, любви и верности, пройдёт под открытым небом в музее-заповеднике «Остафьево» 5 и 6 июля.