Механическая фисгармония Александра Горского
Дата публикации: 8 июня 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 1970 году от частного лица Музей получил механическую фисгармонию. Многие годы инструмент демонстрировался и звучал в постоянной экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира».
Фисгармония изготовлена в начале 20 века американской фирмой «Эолиан». В то время «Эолиан» была главным производителем пианол и механических фортепиано. На музейной фисгармонии можно играть на клавиатуре обычным образом. Но ее главная особенность в том, что благодаря пневматической системе и сменным перфорированным лентам можно воспроизводить музыку, нажимая всего лишь на две педали.

Музейная фисгармония в свое время принадлежала Александру Горскому, выдающемуся балетмейстеру начала 20 века. Горский окончил Петербургское Императорское театральное училище в классе знаменитых педагогов — Платона Карсавина и Мариуса Петипа. В 1889 году поступил в Мариинский театр. В том же году он был командирован в московский Большой театр для постановки балета «Спящая красавица» в хореографии Мариуса Петипа. Эту постановку Горский осуществил всего за три недели!
В 1901 году Александр Алексеевич стал режиссёром балета, а с 1902 по 1924 годы служил балетмейстером Большого театра. Возглавив московскую труппу, Горский стремился преодолеть условности академического балета 19 века: каноническую структуру, строгое разделение танца и пантомимы.
Одна из самых известных постановок Горского — «Дон Кихот» на музыку Людвига Минкуса. Спектакль создан в 1900 году. В «Дон Кихоте» кордебалет впервые лишился обычной схемы и симметричности — он превратился в живую массу людей. Горский поднял московский балет на новый уровень. Он вошёл в историю жанра как реформатор действия, по-новому увидевший художественные принципы театра. Он создал строгую сценарную драматургию с логикой развития сюжета, исторической достоверностью и точностью воспроизведения национального колорита.
Результатом многолетней деятельности Горского в Большом явился обновленный репертуар. Его спектакли «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Дон-Кихот», «Конёк-Горбунок», «Баядерка», «Дочь фараона», «Корсар», «Дочь Гудулы» на многие десятилетия сохранились в репертуаре музыкальных театров.
Особую роль в постановках Горского стала играть живопись — она придавала новые смыслы музыке и танцу. Балетмейстер работал с выдающимся художником Константином Коровиным. Реформы Горского оставили русскому балету пышное оформление сцены, поражающее вкусом, изяществом и оригинальностью.
Горский первым обратился к новой форме балета — мимической драме. Она позволяла передавать национальный колорит и особенности исторической эпохи, в ней находили отражение логика действия, поступков персонажей и их внутренний мир. Мимодрама «Дочь Гудулы» по роману Гюго «Собор Парижской богоматери» — яркий пример новаторства Горского. В малых балетных спектаклях балетмейстер также предстал новатором. В постановке на музыку Пятой симфонии Глазунова мастер впервые ввел в название балета слово «симфония» и использовал приёмы сквозного развития.
Ценные экспонаты — это живая история нашей музыки и культуры.
Нина Милешина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки(открывается в новом окне)
Последние события
Лето в Капелле
Капелла Петербурга представит в июле цикл «Совершенно летние концерты». Проект объединит органную музыку и джаз.
Франция привезёт в Британию ценную реликвию
Франция предоставит для экспозиции в Британском музее «Гобелен из Байё» времен Вильгельма Завоевателя. Ранее Лондон дважды безуспешно пытался получить полотно для проведения национальных торжеств.
Конкурс «Культурная столица 2027 года» определил участников
Заявки на конкурс «Культурная столица 2027 года» подали 27 городов. Участвовать будут Архангельск, Владикавказ, Вологда, Донецк, Луганск и другие города.