Гитара, принадлежавшая Леониду Утёсову

Дата публикации: 6 апреля 2024

В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Перед нами очень ценный экспонат из фондов Музея музыки — семиструнная гитара, принадлежавшая знаменитому певцу, киноактёру, основателю легендарного джазового оркестра Леониду Осиповичу Утёсову.
Неизвестно, как этот инструмент оказался в руках артиста. Известно, что Утёсов начал играть на гитаре в 1910 году, выступая в оркестре бродячих музыкантов. Затем он работал музыкальным эксцентриком, гимнастом и клоуном в цирке Ивана Бороданова, в Одессе и других городах. В 22 года стал победителем конкурса куплетистов в городе Гомеле. В дальнейшем Утесов исполнял под собственный аккомпанемент романсы, комические куплеты, советские песни, зарубежные шлягеры.
Гитара, принадлежавшая Леониду Утёсову
Семиструнная гитара, принадлежавшая Леониду Осиповичу, была передана в Музей музыки в 1987 году его второй женой ‑ Антониной Сергеевной Ревельс. Дизайн инструмента очень необычен. Прежде всего, привлекают внимание украшения вокруг резонаторного отверстия на деке: великолепные инкрустации из кости, в виде переплетённых полукругов. Восхищает также шейка, украшенная в венецианском стиле: изящным растительным орнаментом из чёрного дерева и слоновой кости. Специалисты выяснили, что шейка гитары, эффектная розетка и медальоны из кости, украшающие головку инструмента, принадлежат руке известного венецианского мастера первой половины ХVII века Маттео Селласа. Он родился в Германии, в юности был лютнистом. В зрелые годы Селлас поселился в Венеции, где прославился изготовлением лютней и барочных гитар.
В музее Метрополитен в Нью-Йорке хранится гитара, изготовленная этим мастером. Она имеет аналогичные московскому инструменту инкрустации, обрамляющие резонаторное отверстие.
Как же украшения и детали, созданные в эпоху барокко, оказались на гитаре Утёсова? Ведь известно, что она была сконструирована в 1929 году московским гитарным мастером из династии Климовых. Дело в том, что при создании этого инструмента были использованы сохранившиеся ценные декоративные элементы одной из старинных гитар Селласа, к тому времени существовавшей не целиком, а лишь в виде отдельных частей.
Уникальные музыкальные инструменты — это живая история музыки.
Н. Милешина

Последние события

Стас Намин: «Главное, о чём должно говорить искусство, — исследование того, как Бог устроил человека»

Человек-легенда Стас Намин — о жизни, творчестве, интересных проектах и многом другом.

В Мариинском завершается фестиваль детско-юношеских коллективов

Фестиваль детско-юношеских оркестров «Мариинский NEXT» завершится 20 мая. На сцену Концертного зала Мариинского театра выйдут девять музыкальных коллективов из Санкт-Петербурга.

Заслуженный коллектив России выступает в Китае

Китайские гастроли Заслуженного коллектива России продлятся до 26 мая. В ближайшие дни оркестр под управлением Николая Алексеева выступит в Шэньчжэне, Чанши и Пекине.