«Великолепная пятерка». Выпуск девятнадцатый

Дата публикации: 20 июня 2020

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.

Солнечный Йозеф; мелодичный Бетховен; Рахманинов-перфекционист; дух Кармен жив; первый советский джазмен с консерваторским образованием — новые записи на радио «Орфей».

1. Йозеф Гайдн. Соната для фортепиано ре мажор. Op. 13 № 4, Hob. XVI.24. I. Allegro. Энтони Бонамичи фортепиано. ReachSound.Art
Предлагаем сразу же задать нашей программе классический тон и послушать Allegro из Ре-мажорной фортепианной сонаты номер четыре из 13 опуса Йозефа Гайдна. Диск с сонатами двух венских классиков — Гайдна и Моцарта — записал американский пианист Энтони Бонамичи на российском лейбле ReachSound.Art.
Релиз отличается ясным, жемчужным звуком, при помощи которого Энтони выстраивает музыкальные фразы — рассказывает истории.
Энтони Бонамичи: «Я бы сказал, что Гайдна труднее понять, а Моцарта труднее играть. Хотя, если честно, произведения обоих композиторов играть трудно. Когда в партитуре так мало нот, каждую из них надо сыграть идеально. Стилистически Моцарт, мне кажется, понятнее. У его музыкальных фраз довольно ясные структуры. Музыка мелодичная, её можно петь. А Гайдн будто строит дом не из кирпичей, а из треугольников или трапеций, при этом все они разных размеров. А как он это делает, понять сложно. Но в итоге выходит безумно красивое и своеобразное сочинение. Но нам, исполнителям, сложно без чертежа всё это разобрать и снова собрать из звуков и осмыслить, передать это слушателям.
Это очень интересный процесс. Он развивает фантазию, мозг и музыкальность».
Американец Энтони Бонамичи прожил в России больше 20 лет. Учился в Московской и Петербургской консерваториях как пианист и композитор. Также получил музыкальное образование в Нью-Йорке. Среди его педагогов Наум Штаркман, Юрий Айрапетян и Борис Тищенко. Больше всего Бонамичи любит играть произведения венских классиков как сольно, так и в ансамблях. Кстати, у Энтони была мастерская, где делали клавесины, спинеты и вёрджинелы. Многие из этих инструментов сейчас находятся в известных концертных залах и учебных заведениях нашей страны.
02. Людвиг ван Бетховен. Симфония № 2 ре мажор. Op. 36. IV Allegro molto. Венский симфонический оркестр/Wiener Symphoniker, Филипп Жордан / Philippe Jordan — дирижёр. Wiener Symphoniker
В этом году музыкальный мир отмечает 250-летие со дня рождения еще одного венского классика — Людвига ван Бетховена. Венский симфонический оркестр заранее подготовился к юбилею и выпустил два диска с записями симфоний знаменитого немецкого композитора, которые с восторгом встретили и слушатели, и критики. Музыканты решили не останавливаться на достигнутом и на собственном лейбле записали еще один альбом, куда вошли Вторая и Седьмая симфонии Бетховена. В нашем эфире прозвучит Финал Второй. Её руководитель коллектива Филипп Жордан считает самой мелодичной из всех.
Швейцарец Филипп Жордан — потомственный дирижер. Карьеру начинал как пианист, работал концертмейстером в германском Ульме. Ассистируя по всему миру дирижерам (в том числе отцу), Жордан понял, что его желанный инструмент не фортепиано, а оркестр. Он до сих пор благодарен Даниэлю Баренбойму, который однажды поставил его за дирижерский пульт как своего помощника. С 2009 года Жордан работал музыкальным руководителем и главным дирижером Парижской оперы. Осенью должен занять аналогичный пост в Вене.
03. Сергей Рахманинов. Этюд-картина. Соч. 33 № 6 ми-бемоль мажор. Allegro con fuoco. Дмитрий Власюк / Dzmitry Ulasiuk — фортепиано. Centaur Records
Белорусский пианист Дмитрий Власюк давно покорил европейскую и американскую публику. Особенно ценят его интерпретации произведений Шопена и русской музыки первой половины прошлого века. Много положительных отзывов получил диск с сочинениями Прокофьева и Рахманинова. Их музыку Дмитрий сравнивает с книгой.
Дмитрий Власюк: «Когда ты читаешь, ты визуализируешь, представляешь, проживаешь. Музыка разных народов имеет собственную эмоциональную окраску. Музыка русских композиторов имеет особенное состояние души. Мне это очень близко, так как я часть русской культуры. Я понимаю эмоциональное состояние Рахманинова, когда он пишет какие-то произведения, находясь с другой стороны планеты, и представляет себе Ивановку или просторы русской земли. Богатая история, богатые переживания — то, что меня привлекает в русской музыке».
Рахманинов был перфекционистом. Изначально из девяти этюдов-картин, написанных для 33 опуса, композитор выбрал только шесть. Одно из забракованных произведений Сергей Васильевич переработал и включил в более поздний сборник, а два других и вовсе отказался публиковать. Впрочем, когда издатели взялись за Полное собрание сочинений Рахманинова, волей композитора они пренебрегли — мир увидел 33 опус целиком.
04. Хоакин Турина. Цикл «Испанские женщины». Op. 73. I. Влюблённая цыганка. Ансамбль «Азар» / Azahar Ensemble. Hänssler classic
Женщины… Они вдохновляли художников и композиторов во все времена. Не избежал очарования прекрасным полом и Хоакин Турина, который в 1917 году написал цикл «Испанские женщины». В нашем эфире прозвучит пьеса «Влюбленная цыганка». Наряду с другими произведениями знаменитого испанца, она вошла в альбом духового квинтета «Азар». Слушаешь «Влюбленную цыганку», и понимаешь: дух авантюристки Кармен (будто украдкой наблюдающей за возлюбленным) жив до сих пор.
Название квинтета «Азар» переводится как «цветок апельсина». Ароматные белые соцветия можно встретить летом на юге Испании, а героев сегодняшней программы — на престижных фестивалях по всей Европе. Кстати, переложение пьесы «Влюбленная цыганка» для духового квинтета, как и других произведений, вошедших в альбом, делал внук композитора — Хосе Луис Турина.
05. Александр Цфасман. Сюита для фортепиано с оркестром (1945). 4. Быстрое движение. Красноярский академический симфонический оркестр, Владимир Ланде дирижёр, Дмитрий Маслеев — фортепиано. Мелодия
Жизнь прекрасна! А завтра станет ещё лучше! Такие мысли и светлые чувства возникают, когда слушаешь Сюиту для фортепиано с оркестром Александра Цфасмана. Диск с этим хитом на фирме «Мелодия» вместе с Красноярским академическим симфоническим оркестром и дирижером Владимиром Ланде выпустил Дмитрий Маслеев. Существует достаточное количество записей «Быстрого движения». Но только Дмитрий Владимирович с Владимиром Борисовичем придумали в Финале устроить зажигательные догонялки — когда Дмитрий Владимирович на четверть корпуса обгоняет оркестр, но оркестр не сдаётся и не отпускает далеко от себя солиста.
Дмитрий Маслеев: «Здесь фортепиано является лидером, всегда в авангарде, ведёт за собой. Я думаю, что это вполне нормально, когда чуточку, на йоту рояль впереди. У нас довольно легко прошла запись. Наверное, потому что мы сыграли эту сюиту дважды — в прошлый Новый год и летом ещё „на бис“ у нас был концерт. Я был немного эгоистичен. И решил, что не только выбор программы будет за мной, но и фотографию на обложку я тоже сделаю сам. Такая идея возникла — с летящим галстуком, что всё очень весело, с напором, по-хулигански, я надеюсь, что получилось».
Александр Цфасман — первый советский джазмен с консерваторским образованием. Он учился в классе Феликса Блуменфельда. Цфасман первым в Советском Союзе записал джазовую пластинку, организовал джазовый оркестр и стал первым отечественным исполнителем «Рапсодии в блюзовых тонах» Джорджа Гершвина. Когда джаз в СССР фактически оказался под запретом, Александр Цфасман всё равно остался востребованным музыкантом.
Бонус-трек. Луиш Тиноко. Цикл «Генетически модифицированные фаду» (для квартета ударных и подготовленной аудиозаписи). I. Твои глаза. Квартет ударных инструментов. Odradek Records
За сегодняшним бонус-треком мы отправляемся на Пиренейский полуостров. Именно там в 1999 году (больше 20 лет назад) появился Квартет ударных инструментов / Drumming Gruppo de Percussao. Коллектив быстро обрел популярность в Португалии и в других европейских странах. Еще бы! С таким-то репертуаром… Музыканты постоянно экспериментируют и пробуют новое: играют фолк, джаз, рок, электронную и классическую музыку. В исполнении квартета мы послушаем пьесу «Твои глаза» из цикла «Генетически модифицированные фаду» современного португальского композитора Луиша Тиноко, который давно сотрудничает с музыкантами, с 2003 года.
Фаду — традиционный жанр португальской музыки. Слово фаду буквально означает «фатум», а главная тема в этом жанре — принятие горькой судьбы. Для написания цикла Луиш Тиноко изучал звуковой архив Музея фаду и использовал найденные там исторические записи.

Последние события

Оперетта «Царевич» в Музкомедии

Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.

Премию МХТ вручат весной

МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.

В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»

Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.