И корабль плывёт
Дата публикации: 19 мая 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Картина Феллини «И корабль плывёт» встречает зрителя кадрами, стилизованными под немое кино: в 1914 году из Неаполя отплывает лайнер, на борту которого музыкальная богема (дирижёры, певцы, критики и даже один журналист) провожают в последний путь оперную диву Эдме Тетуа, завещавшую развеять свой прах над морем близ острова, где она родилась. Едва отзвучала увертюра из «Силы судьбы» и пассажиры заняли места в обеденном зале, как журналист начинает свой репортаж: вот директор Ла Скала, легендарный дирижёр фон Руперт, прославленный тенор Аурелиано Фучилетто, певица — несравненная Идельбранда Куффари… За всей этой причудливой экспедицией скрывается реальное событие, о котором сценарист Тонино Гуэрра узнал из газет: 3 июня 1979 года, в Эгейском море, рядом с островом Скорпиос, собственностью Онассиса, был развеян прах Марии Каллас.
Ну, а далее начинается кино, где нет границ воображению и корабль, населенный фантомами (именно так Феллини называет господ прекрасной эпохи) идёт прямым курсом навстречу трагедии — картинному кораблекрушению, где все разыгрывается как в оперном либретто и так же сопровождается прекрасной музыкой. Но финал будет чуть позже, а пока комичные в своем самомнении звезды занимаются праздными разговорами, сплетничают, соперничают. Вот забредшие из любопытства в машинное отделение, они начинают состязаться в вокальной силе: кто в этой адской котельной способен дольше удержать ноту?

Феллини и его соавтор Гуэрра явно иронизируют над обитателями этого элитарного мирка, корабля под названием Глория, и в то же время не отказывают им в таланте, считая, что нелепое и возвышенное не обязательно должны быть разделены. Поэтому с такой искренней убеждённостью и надеждой хор звезд поет «Кто мог решиться на оскорбленья, тот ждать не должен себе прощения» из «Травиаты» — когда корабль с артистами оказывается под прицелом австро-венгерского броненосца, «Наш маскарад веселый нынче будет», когда приходится садится в шлюпки, и, наконец, триумфальный марш «Слава Египту» из «Аиды», когда Глория после серии несчастных событий уже окончательно идёт ко дну, что означает, очевидно, гибель старой культуры перед натиском неизбежных перемен.
И что же в итоге? Феллини оставляет нам только спасшегося рассказчика-журналиста в шлюпке с носорогом, у которого, как оказывается, «прекрасное молоко». Этот абсурдистский образ породил огромное количество толкований, общим знаменателем которых является неизвестность. Может быть, это символ надежды? «Если перед вами человек, спросите ли вы его, почему у него глаза черные или голубые? — говорил сам режиссёр, когда его просили прокомментировать образ. — С моим фильмом то же самое: не мне, автору, объяснять его. У фильма есть душа, он сам должен быть носителем своих мечтаний и своих тайн».
И корабль плывет, Федерико Феллини, 1983 год.
Последние события
Лето в Капелле
Капелла Петербурга представит в июле цикл «Совершенно летние концерты». Проект объединит органную музыку и джаз.
Франция привезёт в Британию ценную реликвию
Франция предоставит для экспозиции в Британском музее «Гобелен из Байё» времен Вильгельма Завоевателя. Ранее Лондон дважды безуспешно пытался получить полотно для проведения национальных торжеств.
Конкурс «Культурная столица 2027 года» определил участников
Заявки на конкурс «Культурная столица 2027 года» подали 27 городов. Участвовать будут Архангельск, Владикавказ, Вологда, Донецк, Луганск и другие города.