Антон Иванович сердится
Дата публикации: 26 мая 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Антон Иванович сердится» — вторая музыкальная комедия, снятая Александром Ивановским вскоре после успеха «Музыкальной истории». «Ну, поздравляю, месяц отдохните и принимайтесь снова за работу. Петров и Мунблит написали для вас новый прекрасный сценарий», — сказал режиссёру директор студии, обрисовывая перспективу. Сюжет картины вновь касался мира классической музыки, только на сей раз в центре повествования были не таланты из народного театра, а состоявшиеся музыканты, как солидный профессор консерватории Воронов, презирающий легкие жанры. В своей дочери Симочке Антон Иванович воспитывает любовь исключительно к искусству серьёзному, представленному старыми мастерами, ревниво оберегая ее от веяний времени, особенно джаза и оперетты. Так возникает конфликт между Антоном Ивановичем и молодёжью.
В комедии зрителю предлагается четкое разделение на музыку серьезную и лёгкую. К первой относится баховская «Пассакалия» для органа, первые аккорды «Патетической» сонаты Бетховека, генделевская ария «Lascia ch’io pianga» из «Ринальдо», которую позволено спеть Симочке для гостей.

Им противопоставлены ария-вальс Джульетты сочинения Гуно (надо видеть глаза отца, когда застает дочь за исполнением этого непристойного куска), творчество Пуччини и Верди («шарманщик» называет его Антон Иванович) и, естественно, советская оперетта, сочинения молодого композитора Мухина (а точнее, Дмитрия Кабалевского). Наибольший остроты этот потешный антагонизм достигнет в сцене спора Антона Ивановича с профессором консерватории по вокалу Андреем Аполлоновичем, где каждый будет доказывать свою правду, но все закончится обменом словесными пощечинами: «Вы сектант, профессор!» — «А вы, вы — несерьезный музыкант!». Понадобится вмешательство самого Баха с портрета, который, явившись аскету во сне, объяснит ему, что он и сам писал нечто, кроме хоралов и месс. Следует сказать, что лагерь Антона Ивановича не так чтобы и велик. В него кроме подневольных студентов входит разве что живущий у профессора дома Керосинов (Сергей Мартинсон), композитор-авангардист, считающий что «музыку надо не сочинять, а изобретать». «Из комнаты Керосинова доносятся какие-то музыкальные сумбуры», — описывал Ивановский своего персонажа. Само это слово «сумбуры» применительно к тому периоду значит немало. Неслучайно в образе Керосинова, изобретающего «физиологическую симфонию», современники могли уловить сатиру на так называемый «формализм».
Впрочем, на момент выхода на экраны это было не так уж и актуально. Картину заканчивали снимать в начале войны, практически под бомбёжками, и у всей этой веселой чехарды с непременным триумфом мухинской оперетты, было уже другое задание — нести зрителю воспоминание о прежней, нормальной жизни, и надежду на то, что комический спор о высоком и низком в искусстве когда-нибудь снова обретет смысл.
Антон Иванович сердится, Александр Ивановский, 1941 год.
Последние события
Лето в Капелле
Капелла Петербурга представит в июле цикл «Совершенно летние концерты». Проект объединит органную музыку и джаз.
Франция привезёт в Британию ценную реликвию
Франция предоставит для экспозиции в Британском музее «Гобелен из Байё» времен Вильгельма Завоевателя. Ранее Лондон дважды безуспешно пытался получить полотно для проведения национальных торжеств.
Конкурс «Культурная столица 2027 года» определил участников
Заявки на конкурс «Культурная столица 2027 года» подали 27 городов. Участвовать будут Архангельск, Владикавказ, Вологда, Донецк, Луганск и другие города.