«Весна Священная»

Дата публикации: 29 мая 2020

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
29 мая 1913 года в Париже, в рамках Русских сезонов Сергея Дягилева, прошла премьера одноактного балета Игоря Стравинского «Весна Священная». Композитор описал его содержание так: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное». Премьера привела к грандиозному скандалу из-за революционного танца Вацлава Нижинского и необычной партитуры. Зрители свистели и смеялись. По воспоминаниям автора, шум был таким, что невозможно было ничего разобрать. Стравинский покинул зал после первых же тактов вступления. Дягилеву, чтобы усмирить публику, пришлось несколько раз гасить свет в зале, но и это не помогло. Спектакль прошел на сцене всего шесть раз. Один из критиков высказал в газете такую мысль: «Композитор написал партитуру, до которой мы дорастем только в 1940 году». А в 1920 году — через несколько лет после неудачной премьеры — «Русский балет» поставил «Весну священную» в новой редакции с хореографией Леонида Мясина. Этот спектакль зрители восприняли гораздо спокойнее.
«Весна Священная»
Исаак Альбенис — композитор и пианист — родился 29 мая 1860 года. «Альбенис — это Испания, так же как Мусоргский — Россия, Григ — Норвегия, Шопен — Польша», — сказал о нем французский музыкальный критик Жан Обри. Альбенис выступал с 4-х лет. Его отец мечтал вырастить из сына гения и заставлял столько заниматься на фортепиано, что ни на что другое у будущего композитора не оставалось времени. Дочь Альбениса вспоминала, что ее отец «научился читать, видя своё имя на афишах собственных концертов». Дальнейшее образование Исаак получил в консерваториях Мадрида и Брюсселя. Яркий представитель течения Ренасимьенто, призванное возродить национальную культуру Испании, композитор часто обращался к народному творчеству, ритму и мелодиям, о чем говорят и названия сочинений: «Испанская сюита», «Испанские песни», «Иберия», «Каталония».
29 мая 1860 года Павел Третьяков, будучи еще молодым человеком — ему было всего 28 лет — составил историческое завещание, где утвердил создание «хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие» и передал свою коллекцию живописи городу Москве. Но широкая публика могла так никогда и не увидеть собрание Третьякова. Павел Михайлович умер в 1898 году, и последовавшее за этим происшествие взбудоражило всю Москву. В завещании обнаружили юридическую ошибку — его исполнение оказалось невозможным. По всем правилам документ признали недействительным, и почти все имущество должен был наследовать единственный сын коллекционера Михаил. У доверенных лиц Третьякова оставался единственный выход — подать прошение «на высочайшее имя», то есть обратиться к императору и показать, что в мире нет равных собранию Павла Михайловича. Николай Второй распорядился «не считать препятствием допущенное при составлении завещание нарушение» и рассмотреть дело еще раз. В июле 1899 года последняя воля Третьякова была исполнена — завещание признали законным.

Последние события

Музей Собора Парижской Богоматери

У восстановленного недавно Собора Парижской Богоматери будет собственный музей. Он разместится рядом, в средневековом госпитале Hôtel-Dieu. Решение о создании учреждения принял президент Франции.

Грандиозная выставка работ Виктора Васнецова

Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» открылась в Русском музее. Экспозиция объединила более ста полотен художника, которые привезли из разных музеев.

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки

XV Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдёт в Доме музыки с 14 по 25 января.