Табула девятая. Господин сочинитель. Часть первая: джаз
Дата публикации: 26 октября 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В классической музыке композитор стоит на вершине пирамиды. От исполнителей, располагающихся на её нижних этажах, он отделён непроницаемой завесой. За ней происходит сочинение музыки — священнодействие, таинство, общение с высшими сферами…
В джазе всё не так. Грань между композитором и исполнителем не просто размыта — очень часто это один и тот же человек, играющий свою музыку.
Наш герой Георгий Гаранян — самоучка, не получивший музыкального образования. Но это не помешало ему стать вначале выдающимся саксофонистом, затем аранжировщиком, дирижёром, руководителем нескольких оркестров и прекрасным композитором.
Сочинять Георгий Арамович начал ещё в конце 50-х — начале 60-х годов, для собственных джаз-ансамблей — «Золотой восьмёрки» и квартета с Николаем Громиным. Дальше был биг-бэнд Олега Лундстрема — оркестр-академия, где маэстро не только поднимал своих музыкантов на новый уровень, но и раскрывал все их таланты. Пьеса 30-летнего Гараняна «Четыре друга», записанная оркестром Лундстрема, и сегодня впечатляет свежим звучанием и шикарными соло.
Следующей ступенью нашего героя стал Концертный ансамбль Гостелерадио. Его руководитель Вадим Людвиковский продолжил развивать дарование Гараняна-композитора: коллектив играл и записывал его музыку. Пьесы тех лет — «Талисман», «Радуга» и другие — сочетают зрелое мастерство с особой «изюминкой», ставшей отличительной чертой Гараняна.
Возглавив ансамбль «Мелодия», музыкант получил новые возможности сочинять. И хотя основную часть работы занимали записи советских песен в джазовой обработке, аккомпанемент известным артистам и джазовый мейнстрим, Гаранян находил время для авторских проектов — да ещё каких! Диск «Лабиринты» — экспериментальный, «колючий», почти авангардный, — был записан в первый же год существования «Мелодии» и произвёл эффект разорвавшейся бомбы. А его центральный трек — 9-минутная композиция Гараняна под названием «Ленкорань» (по имени города в Азербайджане) — свела с ума советских меломанов непривычным колоритом, неслыханными ритмическими сбивками и просто сумасшедшими соло.
В эпоху «Мелодии» Георгий Арамович сочинил и записал множество прекрасных пьес, но на рубеже 70-х — 80-х годов ему удалось ещё раз шокировать фанатов. В альбом «Концерт в Бомбее», приуроченный к гастролям ансамбля в Индии, Гаранян включил свою пьесу «Водоворот». Её энергия буквально выплёскивается на слушателя. Эта композиция, открывшая в нашей стране эпоху джаз-рока и фьюжн — одно из высших достижений Гараняна-композитора.
Впрочем, Георгий Арамович сполна реализовал свои композиторские амбиции ещё в одной сфере, обожаемой им с юности. Речь о киномузыке. Но о ней мы расскажем отдельно.
Последние события
Оперетта «Царевич» в Музкомедии
Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.
Премию МХТ вручат весной
МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.
В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»
Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.